весна души, М.М.Гитик

М.М.Гитик "Весна души". Песах


Весенние праздники – Песах, Сфират ґа-Омер и Шавуот – связаны не только внутренне, подобно осенним Рош ґа-Шана, Йом Кипуру и Сукот, но являют собой пятидесятидневную целостность. Их суть – рождение и становление Израиля – характеризует их как начало, что полностью соответствует идее Весны.


Авив – אביב – весна – по определению мудрецов – этоאב .י''ב – причина двенадцати (месяцев; числовое значение י''ב – йуд-бет – двенадцать). Задача комментариев, с которыми вы вскоре познакомитесь, пробудить в нашей душе скрытые (зимние) энергетические слои, вызвать бурный духовный рост.


Рав Шимшон Рефаэль Ґирш утверждает, что единственный смысл весны на улице – вызвать весеннее обновление в нашем внутреннем мире. А если у нас в душе не воцарилась весна, то зачем она снаружи?!


Как нелюбовь превращается в ненависть.


Если дни сфират а-омер являются днями радости, каковыми и были изначально задуманы, то нереализованность этих дней, причина траура, в чем она?


С чего мы начнем? С того очевидного намека, который дают нам мудрецы, когда говорят о гибели не двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы, а двенадцати тысяч пар. И слово «пара», очевидно, ассоциируется со словом хеврута. Следовательно, мы таким способом – без привлечения тяжелой артиллерии, которой мы пользовались до сих пор, можем сказать, что неуважение учеников раби Акивы друг к другу, коль скоро речь идет о хевруте, очевидно, связано с их недостаточно трепетным отношением к Торе друг друга. И мы попробуем объяснить, как это может быть, что они с недостаточным трепетом относились к Торе друг друга.


На фоне сегодня происходящего, где все активно не признают никакой точки зрения, кроме своей, это понятно. Т.е. это болезнь нашего поколения. И уже в «Цельности частного», мы сказали, что все, что начинается с маленькой трещинки, заканчивается большим обвалом. И если у учеников раби Акивы не хватило сил трепетно относиться к Торе друг друга, то понятно, почему у нас здесь никто не признает никакого мнения кроме своего, да и своего зачастую не имеет.


Изначальная сила этих дней – это сила соединения. Гибель учеников раби Акивы теперь получается видимым рубежом, за которым (от него и далее) уже нет, к сожалению, возможности для соединения. И идея траурности, как мы всегда учим, это, по крайней мере, помнить, не забывать, делать у себя знак на лбу и, глядя друг на друга, вспоминать о собственном несовершенстве, о собственной несоединенности.


Вопрос: «Если Тора другого еврея не нравится, как же может быть соединение?» Мы уже приводили этот пример в «Цельности частного». Понимаете, если у меня запачкалась рука, это же не причина ее отрубать. Мне не нравится грязная рука, но извините, лучше грязная рука, чем вообще без руки. Но сияние при таком раскладе не получится. Когда рука грязная, сияния не получится. Но уже в том заключается работа этого поколения, чтобы не отрезать. То, что началось у учеников раби Акивы с недостаточного трепета, у нас заканчивается неприятием, отторжением. Наша задача проявлять минимум терпения, терпеть других евреев (иные мнения).