Уважаемый Рав Элиягу!


По Вашей рекомендации, готовясь к Йом Кипуру заранее, приобрел молитвенник к этому дню и в глазах потемнело. Почти 350 страниц текста на иврите! (О переводе не говорю, в нем тоже 350 страниц, но не в них дело).


Кто это может осилить, да еще за один день?


В чем просьба: могли бы Вы обозначить основные моменты, на которые надо обратить внимание?


У Вас это получается.


Рига, Виктор



Виктор Сенин

Рига, Латвия




В данном своем ответе постараюсь выделить — общее и важное, о чем надо думать в этот день и какие решения принимать — безотносительно правил поведения и молитв в Йом Кипур.


В конце концов, суть Йом Кипура — действительно очищение и исправление.


Великий Учитель Торы раби Элиягу из Вильно (за исключительные знания всех разделов Торы и праведность его называют и Виленским Гаоном; Литва, 18-й век) раскрывает нам три основных аспекта очищения и исправления:


1. С максимальным вниманием относиться к собственной речи.


Подчеркну, что он, безусловно, выразил эту мысль иначе — обращаясь к тем, кто знает законы о лашон hа-ра (сплетни и злословие) и о дварим бателим (пустые, никчемные разговоры). Я же излагаю это в более общих выражениях, предназначенных для всех.


Что означает — быть внимательным к своим речам?


Всякий раз, например, следует спросить себя: надо ли рассказывать о ком-то что-то, пусть и вполне правдивое, но — понижающее статус этого человека в глазах добрых, хороших людей или в той или иной степени способное запятнать его образ? И осознав, что такое возможно — промолчать.


Что же касается пустых, никчемных разговоров, прежде чем начинать их, нужно подумать: приближают ли они к Всевышнему, заряжают ли они позитивными эмоциями в отношении собеседников к Торе, нашей традиции и народу Израиля?


И если человек приходит к отрицательному выводу — ему нужно промолчать.


Можно говорить о конкретных вещах. Если то, что ты хочешь сказать — принесет участникам разговора реальную, практическую пользу.


Виленский Гаон пишет, что уже одного этого достаточно, чтобы очистить душу человека и «аннулировать» многие его прегрешения.


2. Изучать Тору (в самом широком смысле этого слова).


Кто-то изучает Пятикнижие с комментариями Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Кто-то — еврейские законы бытовой жизни, наши законы, помогающие правильно строить взаимоотношения между людьми. Кто-то — все это одновременно и еще многое их других разделов нашего Учения.


Главное в занятиях Торой — системность и последовательность. Так, чтобы это обязательно входило в ежедневный распорядок дня. Пусть вначале человек выделяет на это по полчаса в день. Но постепенно ему нужно увеличивать отведенное на это время.


Чрезвычайно важно — никогда в этом не отступать.


3. Третий аспект очищения и исправления, названный Виленским Гаоном — добрые дела, которые постоянно должен осуществлять каждый еврей наряду с изучением Торы. Это должно стать неотъемлемой частью жизни человека. И об этом тоже надо размышлять в Йом Кипур.


Речь, разумеется — не только о мыслях, какие добрые дела можно спланировать, но именно — об их конкретном осуществлении.


Отмеченные здесь второй и третий пункты основаны на разъяснении Виленского Гаона к фрагменту книги Танаха Мишлей (Притчи царя Шломо; гл. 16, ст. 6).


Мне представляется, что размышление над этой, условно говоря, «программой действий» и принятие решения, как реализовать ее на практике, начиная буквально с завершения Йом Кипура и в дальнейшем, на перспективу — и будет, по сути, ответом на заданный Вами вопрос.


Автор текста Элиягу Эссас