Добрая цель и добрые средства

Рав Йонатан Салем







В начале главы Тора преподает нам законы роженицы. Выждав положенный срок для очищения, она должна принести в жертву овцу, а также горлицу или голубя.


Бааль а‐Турим делает следующее наблюдение. Каждый раз, когда в Торе идет речь о приношении в жертву горлиц и голубей, горлицы упоминаются первыми. Но здесь Тора упоминает первым голубя. Почему? Он отвечает: в других местах надо принести обоих этих птиц. Здесь же роженица должна принести только одну из них: горлицу или голубя.


Известно, что, если голубь потеряет свою пару, он найдет другую. Но горлица будет навеки скорбеть по своей паре и не будет искать ей замену. Поэтому, когда надо принести в жертву только одну из этих птиц, Тора говорит, что лучше принести ту, которой найдется замена, нежели ту, которая незаменима для своей пары.


Отсюда мы учим важную идею. Решая что‐то сделать, нам надо сначала проверить, правильное ли это дело, положительный ли поступок. А затем надо убедиться в том, что правильны и методы, проанализировать мотивы и проверить, не будет ли негативно затронут кто‐то еще. Даже если мотивы человека не полностью чисты, это не значит, что дело не является добрым и что его не следует делать.


Например, если кто‐то хочет пожертвовать деньги на благотворительность в надежде удостоиться почестей, то, хотя это не высший уровень милосердия, тем не менее, это похвальный поступок.


Но если ради достижения цели придется неприлично себя вести или причинить боль кому‐то еще, то, даже если цель положительная, она не оправдывает средства. Как‐то раз мне рассказали о хозяине, который в присутствии жены сказал гостю:


«Приходите почаще! Когда Вы приходите, жена готовит вкусную еду!» Гостя тот человек принял радушно, но жену при этом унизил, подразумевая, что бо́льшую часть времени она готовит не вкусно.


Талмуд гласит, что, если милостыня унизит получателя, то лучше вообще не давать. Того, кто поступает неправильно, следует укорять, но не на публике, ибо так он будет унижен. Цель упрека ‐ помочь грешнику исправиться, а не уничтожить его. Даже если в конечном итоге он исправится, это не оправдывает «крутых» методов.


Согласно Торе, «цель не оправдывает средства». Добра можно достичь только разрешенными методами.


Перед тем, как сделать что‐то хорошее, подумаем о том, как лучше всего это сделать. Оценим все возможные последствия наших поступков и чувства людей, которых это затронет.


Даже одно и то же действие можно совершить по‐ разному: если скажем что‐то другу приветливым тоном, чутко выбирая слова, то он будет воодушевлен, а если иным тоном, то подавлен.


Наша обязанность ‐ всегда выбирать цели и средства так, чтобы все они складывались в положительный результат, а не чтобы одно перечеркивало другое.