День 59. Недостатки характера

(29 хешвана - 29 ияра)


"Сефер Хафец хаим"


Недостатки характера


Помочь улучшить котому-то характер - тоже сфера тоэлет, конструктивная цель. Если ваш знакомый нуждается в исправлении каких-то качеств, мицва сделать ему упрек требует высказать его бережно и деликатно.


Случается, человек чувствует, что не способен порицать убедительно. Тогда, если ему известно, что и другие люди сознают недостатки того, кому он собирается сделать замечание, ему разрешается обсудить с ними это, спросить у них совет или предложить им вмешаться. Запрет говорить о ком-то негативно даже с теми, кому эти факты известны, не распространяется на ситуации, где присутствует конструктивная цель.


Если человеку надо проконсультироваться, как лучше подойти к нарушителю, с тем, кто не знает о его недостатках, он может это сделать. Потому что и это для конструктивной цели. Но когда обсуждение не требует имен, их называть нельзя.


Мы уже видели (День 53): если к активному вмешательству в дело привлекают человека, который не знает всех обстоятельств, он сам должен выяснить и проверить все факты, прежде чем действовать.


"Сефер Шмират а-лашон"


Нет доверия сплетнику


Не доверяй сплетнику, не принимай его слова на веру.


Человек, следуя Торе, отказывается считать правдивыми сообщенные ему негативные сведения. Дурное побуждение начинает вкрадчиво его уговаривать: «Как ты можешь не верить? Получается, что ты обвиняешь сказавшего во лжи, в нарушении заповеди удаляться ото лжи?» (Шмот, 23:7).


Ответ таков. Встретив еврея, знающего законы Торы, но откровенно нарушающего их, стали бы вы воспринимать сказанное им о другом человеке как достоверный факт? Что бы он ни сказал? Конечно, нет! Нельзя же доверять слову человека, который явно нарушает волю Всевышнего.


Но еврей, который плохо говорит о ближнем, и есть такой нарушитель. Он нарушает заповедь «Не ходи сплетником в своем народе» (Ваикра, 19:16), а это очень серьезный запрет. Как разъясняет алаха, этот запрет нарушается, даже если человек переносит истинное сообщение. Значит, тот, кто это сказал, виновен в серьезном нарушении, и к нему нет доверия.