Недельная глава Торы — беседы с раввином Авроомом Вольфом » Евреи как напоминание о Б‑ге

«

.Каждый день после утренней молитвы мы читаем в синагоге соответствующий отрывок из книги «Ѓайом — йом…» («Сегодня — день…»), построенной по принципу специального календаря хасидского движения Хабад-Любавич. Первым днем года в этом календаре является 19 кислева — Новый год хасидизма, а последним — 18 кислева. Каждому дню соответствует высказывание, взятое Любавичским Ребе из трудов его тестя — предыдущего Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона. Это первая книга, которую отредактировал и издал рабби Менахем-Мендел Шнеерсон. В нее включены хасидские изречения и краткие наставления по повседневному служению Всевышнему в соответствии с учением Хабада. Написанная, в основном, на идиш, эта книга была переиздана более сорока раз на иврите, английском, испанском, французском, русском и многих других языках и даже шрифтом Брайля. «Ѓайом — йом…» также содержит ссылки на ежедневные уроки Торы, Теѓилим и книги «Тания».



Восьмого ияра, в 23‑й день счета оймера, мы читали следующий отрывок: «Посланник един с тем, кто его посылает. Как, например, ангел действует от Имени Самого Всевышнего, когда является Его посланником. Тем более это относится к еврейским душам, обладающим более высоким единством с Творцом… Хасиды — посланники Ребе, Алтер Ребе. А когда они действуют по указаниям Ребе — связываются с ним. И тогда хасид связан с Ребе во всем: он даже ходит, как хасид, ест, как хасид, спит, как хасид».



После этого один из молящихся подошел ко мне и спросил: «Скажите, а как сделать так, чтобы жить все время, как хасид, чтобы во всем, даже в самых обыденных действиях, быть последователем нашего Ребе?» В ответ я напомнил ему историю жизни Шимшона, самого известного из упомянутых в Танахе судей, о котором мы читаем в Ѓафторе к нашей сегодняшней недельной главе «Носой». Подвиги Шимшона хорошо известны: «Сошел на него дух Г‑сподень, и он растерзал льва, как терзают козленка, а не было ничего в руке его», и многое другое, о чем повествуют главы 13–16 Книги Шойфтим. Однако Ѓафтора рассказывает нам менее известную историю, предшествующую рождению нашего героя. Оказывается, мать Шимшона долгое время была бесплодна. Однажды явился к ней ангел и сообщил, что у нее родится сын. Правда, такое случалось и раньше в Торе. Все мы помним историю о трех ангелах, пришедших сообщить Авраѓаму о будущем рождении Ицхока: «Вернусь, вернусь я к тебе как в пору сию; и вот сын у Сары, жены твоей» (Брейшис, 18: 10) И еще до этого, в случае с Ишмоэлем, ангел явился Агарь и сказал ей: «Вот ты зачнешь и родишь сына. И нареки ему имя Ишмоэль, ибо услышал Г‑сподь твой вопль…» (там же, 16: 11). Однако история матери Шимшона особенная, ибо ангел не только принес весть о будущем ребенке, но и дал указания матери, как она должна вести себя до рождения сына: «Берегись: не пей вина и [ничего] пьянящего и не ешь ничего нечистого… потому что назиром Б‑жьим будет это дитя от самого чрева» (Шойфтим, 13: 4, 5). Это единственный раз, когда Тора показывает нам, что питание матери во время беременности влияет на плод (сегодня медицина повсеместно признает, что диета матери влияет на развитие плода и на всю будущую жизнь ребенка; Тора учила нас этому уже три тысячи лет тому назад). Услышав эти слова ангела, женщина поспешила рассказать обо всем своему мужу — Маноаху. Интересно, что в случае с Авраѓамом ангелы явились ему, а Сара слышала их при входе в шатер. На этот же раз ангел явился только женщине, а затем она передала пророчество своему мужу. Маноах, видимо, не мог вынести того, что получил радостную весть не лично сам, и он молил Б‑га, чтобы ангел вернулся и указал им, что делать с мальчиком, который должен родиться. «И услышал Б‑г голос Маноаха, и пришел ангел Б‑жий опять к жене» (Шойфтим, 13: 9), а та побежала и позвала своего мужа. И на этот раз ангел повторил все, о чем он предупреждал женщину.



И действительно, обещание ангела исполнилось: женщина родила сына и «нарекла имя ему Шимшон» (Шойфтим, 13: 24). В иудаизме издавна принято считать, что имя человека может сказать о нем многое. Тем более имя, которое было дано матерью, получившей весть от ангела. Любавичский Ребе на одном из фарбренгенов приводит цитату из Талмуда (трактат «Сота», 10а): «Шимшон по Имени Б‑га назван, как сказано: «Ибо солнце (шемеш на иврите) и щит Г‑сподь Б‑г» (Теѓилим, 84: 12). Ребе объясняет, что те, кто видел Шимшона, сразу вспоминали о Б‑ге.



Предназначение любого судьи или пророка — раскрыть Творца в этом мире. Как правило, они отличаются особой мудростью, которая проявляется в их действиях. Пророк побуждает людей жить правильно и справедливо и вдохновляет грешников на покаяние. Часто пророки совершали чудеса, ибо чудеса особенно напоминают миру, что есть Б‑г, что у этого мира есть хозяин. Шимшон был совершенно другим. Каждый, кто видел его, будь то еврей или филистимлянин, замечал в нем открытое проявление Б‑жественного духа. Потому что сверхъестественные физические силы Шимшона сами по себе являлись Б‑жественным откровением в этом мире. Шимшону не надо было совершать чудеса, он сам был настоящим чудом. Мишна в трактате «Пиркей овойс» говорит: «Десять чудес происходили с нашими праотцами в Храме…» — и тот, кто приходил в Храм и видел эти чудеса, например, постоянно горевшую чудесным образом западную свечу Меноры, видел, что есть Б‑г. То же самое чувство испытывали видевшие Шимшона, внешне вполне обычного человека, обладавшего необыкновенной силой, который один был способен убить тысячу филистимлян. В Газе он «схватил двери городских ворот с обоими косяками, и вырвал их с засовом, и возложил на плечи свои, и поднял их на вершину горы, что против Хеврона» (Шойфтим, 16: 3). При этом Шимшон не был великаном, как Голиаф. Писание утверждает, что размеры его тела были вполне обычными, но при этом его физическая сила была сверхъестественной. Возможно, из-за столь явного проявления в нем Б‑жественного духа, из-за того, что он сам был «явным чудом», ему удалось то, чего ни один другой еврейский лидер так и не смог достичь.



Иерусалимский Талмуд (трактат «Сота», 1: 8) пишет о Шимшоне, что филистимляне боялись его через 20 лет после его смерти — так же, как они опасались его двадцать лет при жизни. И когда филистимляне праздновали победу и издевались над ослепленным узником, «воззвал Шимшон к Г‑споду, и сказал: «Г‑споди Б‑же, прошу, вспомни меня и укрепи меня, прошу, только на этот раз, о Б‑же, и я отомщу филистимлянам местью хоть за один из двух моих глаз» (Шойфтим, 16: 28). Шимшон обрушил храм и погиб вместе с филистимлянами. «И было умерших, которых умертвил он при смерти своей, больше, чем тех, кого умертвил он при жизни» (там же, стих 30). Вот почему филистимлян так долго не покидал страх перед уже мертвым героем.



Силы любого лидера обычно реализуются при его жизни. Влияние сверхъестественных сил Шимшона продолжалось в течение еще двадцати лет после его смерти. Потому что он был «служителем Г‑спода», который на самом деле напоминал и прославлял Имя Всевышнего в мире…



Чему учит нас эта история? Конечно, никто не ожидает, что мы сможем повторить подвиги Шимшона. Никто не призывает нас стать назирами. Нам разрешено пить вино, а в Субботу — это даже заповедь. И мы не должны отращивать длинные волосы… Но на нас возлагают определенные надежды, желая, чтобы каждый служил Всевышнему, как Шимшон, своим поведением, манерой держаться, внешним видом освящал Имя Всевышнего. И даже чтобы просто глядя на этого человека, все видели, что на нем покоится Б‑жественное Присутствие.