Отец, нажми на тормоза!

Лев Кацин



– Я не впустила своего сына в дом, сказав, чтобы он спал на веранде, — вспоминала Линда. — В тот же день, когда судья закрыл дело сына о торговле наркотиками, он покинул рехаб (реабилитационный центр). Сын провел несколько месяцев в центре лечения от наркомании, в противном случае он сел бы в тюрьму. Сейчас он вновь употребляет наркотики и торгует ими, чтобы оплачивать свое к ним пристрастие.

– Почему ты позволила сыну спать на веранде? — удивилась другая женщина.

– Для моего спокойствия. Я не нахожу себе места, если не знаю, где мой восемнадцатилетний сын. Пусть лучше спит на веранде, чем у друзей-наркоманов.

– Бесплатный квартирант мог бы им скоро надоесть, и они указали бы ему на дверь. Тогда бы он вернулся в рехаб.

– Я могу вынести ему чашку кофе на веранду, дать денег на сигареты, но не впущу его в дом, чтобы он не испортил своего младшего брата.

– Когда мой сын заявил, что хочет бросить рехаб, я ответила: «Если ты бросишь лечение, то знай: у тебя нет дома, в который ты сможешь вернуться!» Он обиделся на меня, но потом был благодарен за то, что я спасла его, убедив продолжить лечение. Если твой сын торгует наркотиками, то лучшее, что ты можешь для него сделать, это вызвать полицию! Пусть лучше судья заставит его вернуться в рехаб, чем он умрет от передозировки или пули наркодилера…

Услышав недавно этот диалог, я испытал сострадание к матерям наркоманов. Я также вспомнил слова Торы о пристрастившемся к алкоголю буйном сыне: «Если буйный и непокорный сын не слушает голоса отца и голоса матери… то пусть возьмут его отец и мать и выведут к старейшинам города… и скажут: “Наш буйный и непокорный сын не слушает голоса нашего, он обжора и пьяница”. И пусть закидают все люди города его камнями…» (Дварим, 21:18–21).

Можете ли вы представить себе, чтобы еврейская мама повела сына в суд с целью наказать его смертной казнью? Этот закон никогда не применялся, утверждает Талмуд. Многочисленные условия гарантируют, что он не может быть применен. Но если так, то зачем же Тора формулирует его? «Для того, чтобы ты изучал его и получил награду! — объясняет Талмуд. — Буйный сын будет наказан смертью, если украдет, съест мясо и выпьет вино (в очень больших количествах)».

Но ведь за это не наказывают смертной казнью?

«Буйный сын предается смерти из-за того, что его образ жизни неизбежно приведет его к плачевному концу, — поясняет Талмуд (Сангедрин, 71). — Тора распознает его намерения (на современном языке: понимает природу алкогольной и наркотической зависимости), рано или поздно растратив достояние отца, он все равно будет искать удовольствий, к которым привык и которые окажутся недоступными. Тогда он встанет на путь грабежа. Потому Тора говорит: пусть лучше умрет невинным в тяжких преступлениях, чем виновным в убийстве».

Каждый человек свободен выбирать между добром и злом. Но если он не умеет пользоваться этой свободой, то может ее потерять. Алкоголик в определенной степени теряет свободу выбора — пить или не пить, а наркоман — грабить или не грабить, чтобы удовлетворить свою наркотическую зависимость. Потеряв свободу выбора, они, подобно камню, падают на дно. Кто может их остановить? Любящие родители, близкие и друзья! Если их дети пьют, употребляют наркотики, крадут психотропные средства, то родители должны помочь своим детям сделать правильный выбор. Если сын-наркоман отказывается лечиться, уподобляясь теряющему управление автомобилю, то отец должен «нажать на тормоза!»

Тяга алкоголика к спиртному столь велика, что он не может прекратить пить до тех пор, пока не почувствует, что овчинка не стоит выделки. Если последствия употребления наркотиков будут приносить больше неприятностей, чем удовольствий, то это может вынудить наркомана обратиться к врачу, полагает психиатр и раввин Авраам Тверский (Living Each Week, 417).

Родители должны стремиться к теплым отношениям с детьми, проявлять к ним уважение и любовь, предоставляя в зависимости от возраста возможность принимать самостоятельные решения. Но если ребенок (или взрослый) стал наркоманом, то правила игры меняются. Родители должны научиться принимать решения за сына. И чем сильнее зависимость ребенка от наркотиков, тем больше требуется им сил. Они смогут черпать великие силы в великой любви к нему, не пуская его на порог, вызывая полицию и, таким образом, спасая его…

«Когда выйдешь ты на войну», — с этих слов начинается наша недельная глава, которая повествует о борьбе человека со злом в нем самом. Не только наркоманы, но и каждый из нас нуждается в силе для того, чтобы победить свои слабости. И каждому из нас нужно научиться очень сложному искусству: любить себя, чтобы набраться великих сил и победить в этой войне!