Дерех Хаим 19. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:2

— Следует ли сочетать изучение Торы и работу?

С одной стороны, рабан Гамлиэль рекомендует сочетать изучение Торы с ремеслом.

С другой, немало мудрецов Талмуда посвящали свою жизнь одной лишь Торе.

Что же имел в виду рабан Гамлиэль?

2:2

Рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды Анаси, говорит: «Хорошо, когда изучение Торы (соединяется) с житейскими занятиями, ибо упорное занятие ими обоими ослабляет греховные мысли. И если (занятие) Торой не сопровождается (занятием) ремеслом, в конце концов, оно прекращается и влечет за собой грех. И все, занятые делами общины, пусть трудятся во имя Небес, ибо заслуги предков будут им в помощь, а их праведность сохранится навечно. И вам (занимающимся делами общины) — я дам вам великую награду, как если бы вы все сделали сами».

משנה ב רַבָּן גַּמְלִיאֵל בְּנוֹ שֶׁל רַבִּי יְהוּדָה הַנָּשִׂיא אוֹמֵר: יָפֶה תַלְמוּד תּוֹרָה עִם דֶּרֶךְ אֶרֶץ, שֶׁיְּגִיעַת שְׁנֵיהֶם מְשַׁכַּחַת עָוֹן. וְכָל תּוֹרָה שֶׁאֵין עִמָּהּ מְלָאכָה, סוֹפָהּ בְּטֵלָה וְגוֹרֶרֶת עָוֹן. וְכָל הָעֲמֵלִים עִם הַצִּבּוּר, יִהְיוּ עֲמֵלִים עִמָּהֶם לְשֵׁם שָׁמַיִם, שֶׁזְּכוּת אֲבוֹתָם מְסַיְּעָתַן וְצִדְקָתָם עוֹמֶדֶת לָעַד. וְאַתֶּם, מַעֲלֶה אֲנִי עֲלֵיכֶם שָׂכָר הַרְבֵּה כְּאִלּוּ עֲשִׂיתֶם:

Возникает вопрос. Рабану Гамлиэлю следовало бы выразиться так: «Хорошо, когда изучению Торы сопутствуют житейские занятия». (Тогда изучение Торы было бы главным, а ремесло лишь «сопутствовало» бы ему). Его же формулировка подразумевает, что изучение Торы только тогда хорошо, когда соединено с житейскими занятиями, которые, тем самым, ставятся во главу угла. И еще один вопрос. Мишна говорит, что упорное занятие ими обоими ослабляет греховные мысли. Если дело в упорном и тяжелом труде, то его можно посвятить одному лишь изучению Торы, а не ремеслу, и все же он заставит забыть о грехе! И вот еще вопрос. Мишна утверждает, что если (занятие) Торой не сопровождается (занятием) ремеслом, в конце концов, оно прекращается и влечет за собой грех. Но ведь мы знаем о многих великих мудрецах Торы, которые не занимались никаким ремеслом! И еще: почему такое занятие Торой влечет за собой грех? Можно еще понять, почему выше сказано, что упорное занятие ими обоими ослабляет греховные мысли: человек, занятый Торой и ремеслом, просто не имеет необходимости грешить! Ведь когда у него есть ремесло, ему не нужно красть… Но слова влечет за собой грех означают, что речь идет о каком-то другом грехе, не связанном с необходимостью красть. Ведь в противном случае было бы сказано не «влечет за собой грех», а «станет причиной» греха. И еще: при чем здесь все занятые делами общины? В крайнем случае, мишна могла бы сказать: Он также говорил: «Все, кто…», — тогда было бы понятно, что нам дается отдельное наставление! И при чем здесь заслуги предков, которые будут им в помощь? И каким образом его наставление из следующей мишны: Остерегайтесь властей… — связаны с предыдущими? И непонятна последняя фраза нашей мишны: И вам (занимающимся делами общины) — я дам вам великую награду, как если бы вы все сделали сами. Если она тоже принадлежит рабану Гамлиэлю, он должен был просто сказать: «И я засчитываю вам…»!