Уважаемый рав Эссас!


Я, конечно, знаю, что смешанные браки в иудаизме не являются законными. Но ведь они существуют. И в том случае, когда жена еврейка, дети тоже являются евреями. У нас в городе подавляющее число еврейских детей воспитываются именно в таких семьях. Например, в классе еврейской религиозной школы, в которой училась моя дочь, только у двух девочек из 18 оба родителя были евреями. У остальных евреями были только мама или бабушка, а у одной девочки только прабабушка. Если родителям сказали бы, что их браки не законны, то они забрали бы из школы своих детей, и эта школа прекратила бы свое существование, а у еврейской общины С-Петербурга было бы смутное будущее. Поэтому никто ничего не говорил. Но… Не понятен статус нееврейских родственников в смешанных семьях. Распространяется ли заповедь почитания родителей на нееврейского отца? Как нужно относиться к нееврейским бабушке и дедушке? Имеют ли право они принимать участие в праздновании субботы? Могут ли зажигать ханукию и т.д.



Светлана

Россия, С-Петербург



Вопрос Ваш не просто очень сложный, но и — неоднозначный. То есть ответ в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным. Такова «судьба» большинства вопросов на «жизненную» тему.


Вопрос Ваш непрост еще и потому, что он отражает ситуацию (в любой смешанной семье!), полную «зарядов» потенциальных обид, ссор, недоразумений (это — в лучшем случае), а иногда — и трагедий.


Скажу больше. Каждая сложность (если не трагедия), с которой приходится сталкиваться смешанным семьям, содержит в себе бесчисленное множество вариантов, которые, волна за волной, будут накатываться и заявлять о себе всю жизнь. Какую-то проблему, связанную, допустим, с ребенком, как-то еще можно решить, когда ребенку, скажем, шесть лет, а когда ему исполнится двенадцать лет, она станет трудноразрешимой. А когда он (она) вырастет, достигнет восемнадцатилетнего возраста, возникнут другие непростые проблемы и т.д.


И все же постараюсь дать ответ, взяв за основу конкретно сформулированные Вами вопросы.


1. Заповедь почитания родителей распространяется и на отца-нееврея. Ведь он участвовал в рождении ребенка, кормил его, вносил свою лепту в его содержание и, по мере своих возможностей — в воспитании. Не будем забывать и о том, что почтительное отношение к отцу формирует человека, становясь важным элементом «самовоспитания», которое продолжается всю нашу жизнь. А непочтительное, наоборот — разрушает личность.


Следует также подчеркнуть, что непочтительность, проявленная по отношению к отцу — одна из разновидностей хилуль а-Шем (когда человек отворачивается от Всевышнего). Ведь, глядя, как обращается с отцом его сын (или дочь) люди могут сказать: «сделался религиозным евреем и перестал быть человеком». Ибо уважение к родителям — общепринятая, общечеловеческая норма поведения.


Границы этой заповеди заканчиваются там, где возникает конфликтная ситуация, когда отец высказывает пожелание или выдвигает требование, чтобы его сын (дочь) сделал что-то такое, что по законам Торы еврею делать не разрешается. Или — не делать чего-либо, что предписано делать по законам Торы. В этих случаях нельзя следовать «заветам» отца — надо выбрать путь, указанный Торой. При этом всегда нужно стараться избегать конфликта с отцом, ни в коем случае не повышать голос в разговоре с ним, но — доброжелательно (и твердо), разъясняя ему причины своего поведения.


2. Все сказанное в первом пункте можно отнести и к отношениям с нееврейскими дедушками и бабушками. Однако в общении с ними у еврейского ребенка появляются дополнительные сложности.


Очень часто (в любой стране и даже в странах СНГ) родители отца и матери живут отдельно от детей — в другом доме, а то и в другом городе. И если в своем доме ребенок любого возраста без труда создает свой «еврейский мир» (в этом ему должны помогать его еврейские родственники — мама и бабушка по материнской линии), то в квартире дедушки и бабушки со стороны отца он попадает в иную, «нееврейскую» атмосферу. Там отсутствует кашрут, не соблюдается шаббат (что вполне нормально для них, ведь они — не евреи, но, мягко говоря, неполезно для несформировавшейся еще «юной души»). Бывает и хуже — когда квартира нееврейских родственников заполнена, скажем, предметами, «контакты» с которыми еврею запрещены (иконы, книги с текстами о других религиях, предметы культа и т.п.).


Такую квартиру еврейскому ребенку не следует посещать одному. Он может пойти туда, допустим, с мамой (если она принимает еврейское мировоззрение и придерживается еврейского образа жизни).


Тут важно подчеркнуть, что даже в такой «неблагоприятной» для еврейского ребенка ситуации, необходимо делать все, чтобы внук (внучка) проявлял почтение к старшим. Это должно быть неотъемлемой составной частью его поведения.


3. В идеале лучше всего, чтобы нееврейские родственники не принимали участия в праздновании еврейских дат (праздников) и не выполняли действия, которые составляют «внешний церемониал» шаббата. На практике это означает, что в праздничные и субботние дни в еврейский дом их не надо приглашать. Однако если они все же пришли — необходимо проявлять по отношению к ним доброжелательность, не делая никаких попыток «обратить их в нашу веру», но и — не снижая качество соблюдения заповедей.


Имея нееврейских родственников, необходимо провести с ними тщательно и заранее продуманную, «доброжелательную по форме и мудрую по содержанию», беседу, в ходе которой разъяснить, что, не приглашая их на религиозные (так они их называют) праздники, Вы ни в коем случае не хотите их обидеть или оскорбить. Вами движет лишь желание следовать фундаментальным законам бытия. Еврейский образ жизни — не театр, рассчитанный на зрителей, но — духовная работа. Для тех, кому предназначил выполнять эту работу Творец мира (то есть — для евреев). Определенный образ жизни Он определил и для неевреев (см. на сайте ответ «Жизнь нееврея, угодная Творцу»).


Точно так же, кстати сказать, и евреям запрещается участвовать в ритуалах, связанных с праздниками и датами чужой религии. Только запрет этот — намного строже. Ни в коем случае нельзя позволять еврейскому ребенку ходить, положим, с отцом или с кем-то из его родителей в церковь или допускать, чтобы он принял участие в домашнем застолье по случаю нееврейского «религиозного праздника».


4. Если нееврей (отец еврейского ребенка или, скажем, его родители) живет в одном доме с евреем, и по собственной инициативе хочет совершить (для себя) какое-либо действие, предписанное нашей традицией (в отмеченном Вами случае — зажечь ханукию), не стоит запрещать ему делать это. Однако при этом нельзя забывать, что зажечь ту же ханукию (или совершить любое другое «еврейское» действие) он может лишь для себя, но — не для евреев.


Очевидно, что в случаях, когда у родственника-нееврея появляется серьезное, обдуманное желание присоединиться к нашему народу, его, начиная с какого-то момента, не только можно, но и нужно привлекать к участию в нашей жизни.

Автор текста Элиягу Эссас