Последнее – ​жертвовать!


Лев Кацин



«Когда мой бизнес потерпел банкротство, у меня оставалась небольшая сумма денег, и я решил пожертвовать последнее нуждающимся», – рассказывал мне Йерахмиэль Мильштейн – сегодня один из самых популярных лекторов по иудаизму в Америке…


Зачем отдавать последнее? – спросите вы. Действительно, по закону человек не должен этого делать, чтобы самому не стать «получателем подаяний». И все же есть особый смысл в желании поделиться последним.

«Если вы хотите преодолеть эти трудные времена, то, несмотря ни на что, жертвуйте больше денег! – обратился рав Авраам Шор к евреям, собравшимся в его синагоге в Бруклине в разгар финансового кризиса. – На Небесах усилилась ограничивающая благословение категория Суда. Однако если мы будем творить милосердие на Земле, то пробудим милосердие и на Небесах!»

Мне кажется, что многие интуитивно ощущают мудрость этой мысли. Так, например, я помню, как мама, ухаживающая за родственником в больнице, активно помогала больным вокруг, объясняя: те, кто хотят удостоиться милосердия, должны сами милосердно относиться к людям…

Рассказ об Исходе евреев из Египта начинается с того, что хозяин дома ломает мацу и обращается к собравшимся за столом в пасхальную ночь:

– Вот он – хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте. Каждый, кто голоден, пусть приходит и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть приходит и празднует Песах с нами! Сейчас мы здесь, но на будущий год – в стране Израиля! Сейчас мы рабы, но на будущий год мы будем свободными людьми!

Эти слова мудрецов можно по праву назвать нашей «декларацией независимости».

– Почему мы ломаем мацу? – спрашивает Магараль из Праги и отвечает:

– Этим мы выражаем готовность делиться даже последним куском хлеба бедности!

– Почему приглашаем бедных за стол и выражаем веру в грядущее освобождение?

– Потому что это наш путь к свободе! В заслугу за то, что даже в рабстве мы помогаем голодным, мы удостоимся освобождения!

Магараль основывает эту мысль на словах пророка: «Так сказал Все-вышний: храните справедливость и творите милосердие, ибо приближается спасение Мое и милосердие Мое откроется» (Исайя, 56:1).

В первую очередь человек должен хранить справедливость, честно зарабатывая свой хлеб. Лишь тогда его пожертвования являются добрым делом. Ибо цель не оправдывает средства: пожертвованиями не оправдать воровства. Однако творящий милосердие удостоится милосердия Всевышнего!

«Всевышний – тень твоя!» – писал царь Давид в своих Псалмах. Подобно защищающей от знойного солнца тени, Всевышний защищает человека от бед. Тень следует за нами по пятам. Поэтому следует помнить, что и Всевышний не оставляет нас в беде – о чем писал царь Давид: «Вижу Всевышнего перед собой всегда!»

Более того, тень человека «копирует» его движения, объяснял основатель хасидизма Баал Шем Тов. Так же и Всевышний в каком-то смысле «копирует» поведение людей. Когда человек строго судит окружающих, то и Небеса отвечают ему тем же. Если он проявляет снисходительность, то и Небесный Суд снисходителен к нему. И если человек творит милосердие на Земле, то и Небеса милосердны к нему.

За какие заслуги евреи удостоились Исхода?

Когда Фараон усиливал тяжесть изгнания, то евреи заключили «союз добрых дел» – быть милосердными друг с другом, рассказывают мудрецы Талмуда (Тана Двей Элиягу). Став свидетелем великого чуда развержения моря, Моисей запел: «Ты милосердием Твоим ведешь народ» (Шмот, 15:1–13).

Всевышний «милосердием повел евреев», потому что евреи милосердно относились друг к другу. В этом смысле милосердие Всевышнего, проявившееся в чудесах Исхода, стало наградой за милосердие евреев, которые творили добро, находясь еще в египетском рабстве. Ведь Всевышний, подобно тени, отражает наши поступки и ведет нас, мера за меру, по тому пути, который мы выбираем.