Ашер Рохбергер


" Можно ли приглашать неевреев на Пасхальный Седер? "


Ответ на этот вопрос не однозначный и зависит от ситуации. Мудрецы Талмуда изначально запретили приглашать неевреев в те праздники, которые определены как йом-тов. Причиной этого было опасение, что еврей начнет варить дополнительно еду для нееврея (ВТ Бейца 21,2, ШуА 512,1). Это постановление мудрецов связанно с отдельным запретом Торы готовить в праздничный день, для неевреев. Для того, чтобы не нарушить этот запрет, мудрецы запретили так же и приглашать неевреев. РОШ (Рабену Ашер) подчеркивает, что запрет распространяется именно на приглашение, поэтому, если нееврей пришел сам, то, проблемы нет.

В то же время нет проблемы приглашать нееврея на шабатние трапезы, поскольку нету опасения, что ради него еврей начнет что-то варить.

Теперь усложняем проблему. Можно ли пригласить на Пасхальный Седер нееврея, проходящего гиюр? Безусловно в этом случае у нас есть много поводов к облегчению. Во-первых, по мнению того же рабейну Ашера и рабейну Нисима в их комментариях на упоминающееся место в трактате «Бейца», постановление мудрецов о том, чтобы не приглашать неевреев, связано было еще и с опасением, что еврей начнет варить блюда для не еврея, которые ему самому запрещены. При этом нет запрета приготовить те блюда, которые разрешены евреям.

Отсюда следует, что не будет еврей готовить не кошерные блюда для нееврея, проходящего гиюр, поскольку одна из целей визита, это учиться, как соблюдать законы иудаизма. Еще примерно 1000 лет тому назад автор «Сефер Хасидим» писал в разделе 690, что запрещено кормить проходящего гиюр, некошерной едой.

Уже в наше время рав Ойербах в Шульхан Шломо, раздел 512 писал, что можно пригласить не еврея проходящего гиюр, по двум причинам: во-первых нету опасения, что начнет много варить для гостя, а во-вторых цель визита, это учиться, поэтому нету опасения, что хозяин начнет много готовить, потому что как раз это и будет нарушением.

К этому можно добавить еще несколько факторов. Если речь идет о нееврее, который подпадает под определение, не еврей из семени Израиля, то это дополнительный повод облегчить, т.к. у этих людей есть совсем другой галахический статус, чем у негров преклонных годов и всяких прочих шведов. Тут, наоборот, на нас лежит обязанность приближать такого человека к его еврейским корням.

Если речь идет о нееврее, при этом не проходящем гиюр, но являющимся близким родственником еврея (родители, братья, сестры, муж/жена, дети), то в этом случае тоже нужно облегчать и это связано уже с понятием дерех эрец.

Умный и грамотный читатель уже давно готов задать вопрос: а ведь во время существования Храма в Песах ели пасхальную жертву, которую можно было есть только лишь евреям, да и то обрезанным. Весь нынешний наш Пасхальный Седер предназначен для того, чтобы мы помни о том, настоящем, который был и с Б-жьей помощью, скоро будет. На это я могу парировать лишь тем, что действительно сегодняшний наш седер это не 100% подобие принесения пасхальной жертвы в Храме и именно поэтому этот запрет Торы на него не действует. А когда с Б-жьей помощью будет Храм, тогда эти проблемы и решатся.


Еще один немаловажный момент - когда наши мудрецы принимали вышеуказанное постановление, еда не готовилась заранее. Сегодня же, если хозяин знает, что у него могут быть или будут, гости-неевреи, он должен позаботиться о том, чтобы вся еда была приготовлена до наступления праздника и таким образом избежать нарушения запрета.