Еврей в поход собрался. Недельная глава Торы «Ки Теце»

Нахум Пурер



Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома следует обнести перилами. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна («шаатнез»).


Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — цицит. Приведены законы о запретных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой.


Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая взаймы деньги, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки «цараат» (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемного работника. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой.


Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».

***


«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г в руки твои, и возьмешь у них пленных» (21:10).


Мудрецы выводят из этого стиха сразу несколько правил ведения войны.


Общая стратегия


Первый урок таков. Нельзя пускать противника на свою территорию. Даже если Б-г на нашей стороне и нам обещана конечная победа, вражеская армия будет сеять смерть и разрушение, нанеся нам тяжелый урон, если дать ей перейти нашу границу.


Поэтому надо взять инициативу в свои руки и нанести превентивный удар по врагу на его территории, в крайнем случае, на ничейной земле. Короче, как говорят в спорте: Лучшая защита — это нападение.


Израильская армия убедительно доказала верность этого тезиса в 1967 году, во время шестидневной войны. Когда угроза со стороны арабов достигла высшей точки, и стало ясно, что военное столкновение неминуемо, израильская авиация нанесла первый удар по египетским аэродромам, уничтожив практически всю авиацию противника и обеспечив тем самым быструю и блестящую победу в той войне.


Соседи — не враги


Второе важное положение. Тора говорит о «врагах твоих». К соседям это определение не относится. Если возник конфликт с соседями, самое лучшее — это решить его мирным путем. Надо приложить все усилия, чтобы восстановить хорошие добрососедские отношения, существовавшие до конфликта.


Ценность таких отношений невозможно переоценить. В Мишне, трактате «Пиркей авот», сказано, что хороший сосед — одно из четырех лучших достояний, к которым надо стремиться.


Еврей — не враг, а брат


В-третьих, Тора говорит о врагах, а евреи не могут быть врагами других евреев. Во второй Книге Хроник («Диврей а-ямим») описана гражданская война между Иудеей и северным царством Израилем (где жили исчезнувшие затем десять колен). В разгар этой войны пророк Одед выступил перед израильским войском с такими словами:


«Вот Г-сподь, Б-г отцов ваших, гневаясь на жителей Иудеи, предал их в ваши руки, и вы избили их с яростью, достигшей небес. И теперь сынов Иудеи и Иерусалима вы думаете обратить в рабов и рабынь своих, а ведь тем самым вы берете на себя вину пред Г-сподом. И сейчас послушайте меня, и возвратите пленных…» (28:10-11).


Воины вняли пророку: «И встали мужи, названные по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них облачили в одежду из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и отвезли на ослах всех слабых, и доставили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Шомрон» (28:15).


Вывод очевиден. Евреи не берут в плен евреев и, конечно, не принуждают к сожительству пленных евреек и не женятся на них против их желания.


Известная ловушка


Из выше приведенного стиха и дальнейшего текста мы видим, что Тора разрешает взять себе красивую пленницу только, когда «отдаст их (врагов) Б-г в руки твои», т.е. когда закончились бои и одержана полная победа.


В разгар войны, пока сражения продолжаются, брать пленницу опасно (не говоря уже о том, что солдаты должны сосредоточить все свои усилия и внимание на боевых действиях, и не смотреть по сторонам).


История дает множество примеров, когда женщины в подобных ситуациях использовались для шпионажа. Тот, кто приводит женщину из стана противника во время войны, ставит под угрозу всю армию. Достаточно вспомнить блудницу Рахав из книги Иегошуа, которая помогала разведчикам Пинхасу и Калеву, проникшим незаметно в Иерихон перед захватом этого города еврейскими полками.


А денег нет


«Да не войдут амонитяне и моавитяне в собрание Б-га, и десятое поколение их да не войдет в собрание Б-га вовеки — за то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вышли вы из Египта, и за то, что наняли против тебя Билама…, чтобы тот проклял тебя» (23:4-5).


«Я был бы рад вам помочь, но у меня, извините, просто нет сейчас денег». Ссылка на бедность и безденежье — одно из древнейших оправданий.


Зачем Тора сочла нужным привести две причины, из-за которых Амон и Моав «не войдут в собрание Б-га вовеки»? Достаточно было и одной. Ведь их ненависть к еврейскому народу, пришедшему из пустыни, была очевидна в самом отказе встретить странников с хлебом и водой. Тем самым они проявили черную неблагодарность к евреям. Ведь если бы не наш праотец Авраам, то не было в мире ни амонитян, ни моавитян.


Из Торы мы знаем, что Авраам спас из гибнущего Сдома своего племянника Лота, от которого произошли эти два народа. Их враждебное отношение к прямым потомкам Авраама убедительно проявило их злокозненный нрав и черную неблагодарность.


Ведь благодарность — одна из главных отличительных черт еврейского народа. Само слово «иегуди» (еврей) означает «благодарный». Поэтому неблагодарный человек не будет допущен «в собрание Б-га»; он не может стать евреем


Но Амон и Моав могли сказать в свое оправдание: «Да мы с радостью вышли бы к евреям с караваями и кувшинами воды, но где взять столько денег, чтобы накормить и напоить пару миллионов путников? Вы уж извините…»


Оправдание ложное. Когда им захотелось проклясть евреев (см. раздел «Балак» в книге «Бемидбар»), и они наняли для этой цели самого жадного и дорогостоящего прорицателя Билама, денег оказалось в избытке.


Уж если тебе по карману услуги величайшего чародея эпохи, то деньги на хлеб и воду для голодных путников, сколько бы их ни было, тем более найдутся.