М.М.Гитик "Копейка праведника"


Параллель утрат и приобретений (Шмини Ацерет)


И под занавес очень красивая вещь, прекрасный раввин, выступал в синагоге, вспомнил мидраш. Я этого мидраша не знаю. Это к главе Пинхас «Ялкуд Шимони». И написано по поводу радости, что оказывается, Вс-вышний, замысел у него такой был, хотел праздниками нас просто разбаловать. Но так получилось, «любимая, так получилось». Что получилось? Золотой телец. И самый большой праздник должен был быть в месяце тамузе, но и месяц ав, и месяц элуль должны были. А дальше уже интересно. Откройте середину пасхальной Агады, помните, что если бы ты нас только вывел из Египта и не перевел бы через море, то этого достаточно. Но если бы ты нас перевел бы через море, и не утопил бы фараона… Три последних «достаточно», я перечислю.


1. Если бы ты привел нас к Синаю, но не дал бы нам Тору – достаточно.


Это достаточно меня убивает, если привести к Синаю и не дать Тору, то зачем тогда к Синаю? Видимо здесь подразумевается уровень.


2. Если бы Ты дал нам Тору, но не привел бы в Страну Израиля.


3. Если бы ты привел нас в Страну Израиля, но не дал бы нам дом выбора Твоего.


Но этого же не было! Этих трех вещей еще не было. Вс-вышний не ввел нас в Страну Израиля и не построил нам… А что за Тору? Сейчас увидим.


Мы возвращаемся к той идее, которую мы много раз апробировали. После семи дней праздника Сукот у нас Шмини Ацерет. Если он восьмой, то это Сукот, только в суку нельзя. Так почему он восьмой называется? Повторим снова. Праздники, которых мы лишились, их можно идентифицировать. Какого праздника мы лишились в Таммузе? Дарования Торы, не было его. Помните – и Моше первые скрижали разбил. И что у нас вместо дарования Торы? Ответ – Шмини Ацерет, дарование Устной Торы. Говорит мидраш, что семь дней Сукот параллельны 49 дням. И вот эти параллели, ибо Шмини Ацерет, это дарование Устной Торы. И потому это Симхас Тойре. Нет, танцуем мы со свитками, но радуемся мы Устной Торе, у нас нет сейчас Письменной. Т.е. у нас нет уровня восприятия Письменной Торы, откройте «Знакомьтесь, еврейство» и почитайте. Мы потеряли уровень пророчества. Не навсегда.


Итак, Таммуз – мы потеряли дарование Письменной Торы. Что мы потеряли в следующем месяце? Девятое ава, разведчики. Если бы Ты ввел нас в Страну! Мы 9 ава потеряли вход в Страну Эрец Исраэль. И самое последнее, приходится сделать вывод, что в элуле мы должны были получить Бейт аМикдаш. Мы должны были получить Храм. Не эти, которые у нас были, а на уровне Моше. Получается, и за это спасибо раввину, он проводит параллель. Давайте посмотрим, у нас же три праздника. Шмини Ацерет вместо Шавуот, мы не получили Письменную Тору, но слава Б-гу, Вс-вышний дал вторые скрижали, подарил нам Устную Тору. Ту самую, которая приведет нас к Письменной Торе. Письменная Тора, это средство. Понимаете, дом – цель, Сукот – средство. Мы из суки возвращаемся домой и берем с собой Вс-вышнего, самое драгоценное, что есть в этой суке – ее Хозяина. И уходя на целый год домой, мы забираем его с собой.


Теперь у нас получается очень красиво. Рош а-Шана параллелен дарованию Торы. Следующий праздник, Йом Кипур параллелен 9 ава, тому празднику, который связан со входом в Эрец Исраэль. И последнее – построение мишкана, это и есть праздник Сукот, Его дом.


Обратите внимание, мы не поднимались в заоблачные выси. Мы объяснили весьма интересные места. Я понял, почему там подчеркивается «копеечные». Просто нас экзаменуют на тысячи, а праведников на копейки. Мы с копейками не справимся. Если мне дать миллиард, то у меня появится мысль, что 1000000 – это всего 1/1000, на еврейские нужды. И я же тоже еврей, у меня тоже есть нужды. И всего 1000000, это всего 1/1000. Понимаете, меня нельзя экзаменовать на копейки.


Мы поняли встречу Яакова и Эйсава совершенно по-другому. Вопрос, почему у тебя эти удивительные красавицы и потрясающие дети? А имущество просто несчитано. Мы же договаривались о чем? Что я кайфую и жирую пусть коротко, не бесконечно, а тут получается… И помните, ответ Яакова – это дал мне Вс-вышний, это аренда. Каждая копейка добыта не разбоем. Смысл разбоя? Она не для себя, я не переходил границу Эйсава. Каждая копейка – средство, данное мне Вс-вышним. Все, ничего себе. И потому праведники, это бухгалтеры. Помните, я цитирую, когда жена одного известного писателя пришла к жене другого, не менее известного писателя, одолжить 100 рублей до первого числа. Помните, что она ответила? «Милочка, вы с ума сошли! У меня каждая сотня на счету!».


Т.е. на уровне просто намека самого текста, стало понятно, в чем проблема дорог, почему так больно бывает жить в этом мире. Ответ – потому что мы о себе слишком много воображаем. Мы наивно полагаем, что наше, оно наше. Да кто вам сказал? И мы поняли эту фразу: «Б-г дал, Б-г взял», Он дал в аренду, и взял из аренды. А то, что наше, оно наше, никто не дает, никто не берет, оно вечное. Как можно дать вечное и забрать вечное?


Вопрос: что Вы имели в виду, когда сказали, что средство важнее цели?


Ответ: Когда вы идете по дороге, то город, несомненно, важен, а иначе, куда вы идете? Но если мы потеряем дорогу? Т.е. когда вы заняты средством, то средство важнее цели. Без него не будет цели. Понятно, что здесь есть опасность забыть о цели. И потому эта постоянная борьба с Эйсавом, почему на нас постоянно посылают амалека. Если мы пытаемся копеечку себе – амалек.


Вопрос: говорит Яаков – это мне Б-г дал, и дальше остается с тем, что ему Б-г дал. Еврейский народ говорит – эту землю нам Б-г дал, но не получается.


Ответ: если бы еврейский народ так говорил, если бы хоть раз еврейский народ сказал так! И я не про наших сионистов, я про наших раввинов! Если бы в 1919 году встали бы наши раввины и сказали бы, что Б-г дает нам эту землю, вперед! Какие арабы? О чем вы? Не было бы. Только в 1919 году переселилась из Египта семья Аль Хусейни с будущим племянником Арафатом и личным другом Гитлера, главным муфтием Иерусалима. Да если бы вместо них мы бы приехали, то все было бы иначе! Если бы мы золотого тельца не сделали, то у нас в Таммузе праздник бы был. И мы бы уже получили эту землю не так, как мы ее получили, а получили бы получили! И в Элуле бы уже был бы Храм. Не Первый-Второй, а Храм! К сожалению, мы не поднимаемся на уровень праведника. Даже на одну секунду не можем подняться, сказав, что все, что есть, это Его «есть», это не мое «есть». Понимаете, почему работа отрицания, почему Коґелет? Почему не нравится многим нашим евреям то, Гитик говорит? Получается, что, что же мы здесь делаем?


Вопрос – неразборчив.


Ответ – за все те радости, которые он получил в этом мире. Вс-вышний дает средства и иногда, по множеству разных причин, мы отказываемся. Можно было бы радоваться и сидеть в суке. А еврей сидит где-то. Есть два вида радости. И к этому все сводится. Ничего больше в этом мире нет. Ради этого нам дают жен, мужей, работу, все ради этого.


Вопрос – если у человека есть страдания или какие-то проблемы, он должен считать, что это от любви Вс-вышний дает ему эти страдания. И я подумал, что если Вс-вышнему, действительно, нужен плач какого-то человека, но этот человек не на таком уровне, что он все эти копейки будет тратить на следующий мир. Тогда Он ему и эти копейки может не давать?


Ответ: Несомненно. Наше недовольство, недополучение, это просто маленький ребенок, которому мама не дает конфетку. Ребенок не может понять, почему ему не дают конфетку. Ну, нельзя ребенку объяснить, что в три годика лечат зубы под общим наркозом и ребенок может не проснуться. Ну, не дают нам и слава Б-гу, что не дают. Я напомню аллаху. Не дай Б-г, известие о смерти близкого родственника, мы должны были бы говорить, если бы мудрецы специально не влезли, атова аметим, дающий хорошее и еще лучше. Но мы не можем, так нам дали… Но в конечном итоге, для чего нас проводят сквозь суку? В чем идея, в конечном итоге, Шмини Ацерет? Это время нашей радости. Здесь началась радость. И эта радость и есть источник радости на весь год. И потому в Шмини Ацерет мы забираем Вс-вышнего, как мы всегда учим.