А чем был виноват Моше? Какая разница — сказал или ударил? В любом случае это чудо! Давид, Иерусалим



Отвечает рав Бенцион Зильбер




Уважаемый Давид!


Ваш вопрос очень верный. Рамбан, рассматривая комментарий Раши, так и пишет: и это чудо, и то чудо.


В чем именно состояла ошибка Моше, и была ли она вообще?


«Магид» (небесный посланник), открывавший раби Йосефу Каро сокровенные тайны Торы, передал ему: само то, что комментаторы спорили и затруднялись объяснить, в чем именно заключался грех Моше Рабейну, свидетельствует, что грех этот был очень «тонким», ускользающим от простого понимания.


Всевышний сказал Моше: «Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале перед глазами их (всего народа), чтоб дала она из себя воду: и извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их» (Бемидбар 20, 8). Моше же выполняет это приказание так: «И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды…» (там же, 11). После этого Всевышний говорит Моше и Аарону: «За то, что вы умалили веру в Меня и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (там же, 12).


В чем Моше и Аарон поступили неправильно? Раши объясняет: ошибка Моше была в том, что он ударил по скале, а не говорил с ней.


Я слышал от одного талмид-хахама интересный комментарий на эту тему и привожу его.


Задают вопрос: а чем чудо, при котором вода выходит из скалы в результате словесного обращения, больше чуда, при котором она выходит в результате удара? И то, и другое — величайшее чудо.


Кроме того, в главе Бешалах (см. выше) приказ Б-га был — именно ударить по скале. Что изменилось сейчас? Почему тогда надо было ударить, а сейчас — говорить?


Действительно, и то чудо, и это чудо. Но эти чудеса идут разными путями. При ударе по скале Б-г как бы передает Моше полномочия совершить чудо. А во втором случае, когда Моше приказано говорить со скалой, эти полномочия остаются целиком в руках Всевышнего, Моше должен только говорить. Это два различных пути. Первый путь: Б-г посылает чудеса через пророка, Он дает пророку полномочия и силу это сделать. Второй путь: пророк просит о чуде, а Б-г Сам его совершает.


При выходе евреев из Египта Б-г хотел поднять авторитет Моше, поэтому передал ему эти «ключи». Сейчас, на сороковом году странствий, желание Б-га было иное: Моше следовало только говорить со скалой, а чудо должен был свершить Сам Б-г. Почему?


Раби Меир-Симха из Двинска в своей книге «Мешех Хохма», в комментарии к главе Ваэтханан обращает наше внимание на следующее: Тора пишет об опасности идолопоклонства и сразу вслед за этим — о том, что Моше не войдет в Страну (Дварим 4, 19-21). Какое отношение имеет одно к другому?


Пока было живо поколение пустыни, которое видело великие чудеса, совершенные Всевышним, — ман, рассечение моря и т.д., не могло быть опасений, что народ обоготворит Моше, превратит его в идола. Наоборот, то поколение иногда даже критиковало Моше. Многие знали его с юных лет, и не было опасности, что его обоготворят. Но для нового поколения авторитет Моше был уже непоколебим, они видели очень много связанных с ним сверхъестественных явлений. Мудрость Б-га полагала: когда это поколение придет в Землю Израиля, есть опасность, что они обожествят Моше, потеряют настоящую веру в Б-га (21, 22).


Если бы Моше говорил со скалой, то народ понял бы, что чудо — от Самого Б-га, и опасности не было бы. А когда Моше ударил посохом, это выглядело так, как будто он сам совершает чудо. А это породило опасность.


И это прекрасно объясняет, почему в Торе употреблено выражение «аль ашер мэальтэм би» — «за то, что вы не привели к вере в Меня» (Дварим 32, 51) — форма этого чуда не вела к вере в Б-на в должной мере. «Мэила» — «присвоение себе того, что принадлежит Храму». Моше и Аарон как бы «взяли себе» чудо, совершенное только Б-гом.


Придерживаясь этой комментаторской линии, можно сказать, что это было не столько наказание, сколько следствие действия Моше. Моше своей тонкой ошибкой — удар посохом вместо слов — создал ситуацию, из-за которой могла возникнуть духовная опасность. Поэтому Б-г решил, что он не должен войти в Страну.


С уважением, Бен-Цион Зильбер