Почему Тора, как Письменная, так и Устная, рассматривается как что-то застывшее и неизменное. В наше время нет невиим (пророки), так как же мы можем знать не изменилось ли отношение Всевышнего к тому или иному вопросу. Праведники и мудрецы Торы комментируют происходящее ныне только с их точки зрения. Пример — я считаю, что возврат территории сектора Газы произошел согласно Воле Всевышнего, а не вопреки ей.



Михаэль


Израиль



Если бы Тору сочинили люди, ее можно было бы рассматривать как нечто застывшее. Скажем — роман Л.Н. Толстого. После смерти писателя никто не имеет права вносить изменения в его текст. Но к Торе сам термин — «застывшая» не применим. И вот почему.


Письменная Тора, текст которой продиктован Творцом мира и записан Моше Рабейну — это не «роман» и не «историческая летопись». Письменная Тора (или иначе — Хумаш, Пятикнижие) — особый набор букв, который имеет бесконечное множество слоев понимания. Первый слой — на уровне восприятия значения слов и фраз, которые из этих слов складываются. То есть — повествование.


Другие слои (перечислю лишь несколько): ассоциативный, порядковый (информация извлекается из определенного порядка слов или фраз), тематический (содержание определяется близостью тех или иных тем), буквенный (информация, которую несут в себе особенности каждой буквы), графический (особенности графического изображения буквы в данном слове), количественный (каждая буква соответствует определенному числу), спрятанный (за внешним изображением каждой буквы «прячется» ее полное написание), корневой (каждое слово — «веер», раскрывающийся в процессе постижения разных смысловых граней «корня», от которого образовано данное слово) и т.д.


Таким образом, Творец мира передал нам бездонный кладезь Мудрости, «упакованный», так сказать, в конкретный текст, состоящий (округленно) из 80 тысяч слов и 300 тысяч букв.


Устная Тора — огромный по объему набор разъяснений и правил, по которым строятся будущие разъяснения — во всех поколениях. До тех пор, пока существует наш материалистический мир. Она также передана Моше Рабейну, а он передал ее — дальше. Об этом написано в самой Торе.


Пророки — первым среди которых (после получения Торы) был Моше Рабейну, а последние, через тысячу лет, вошли в состав Кнессет а-гедола (Великое собрание) — не меняли Тору. Не меняли ничего в Торе и Учителя, которые всегда были в нашем народе, во всех поколениях. От времен Моше Рабейну и до наших дней.


Преданность Всевышнему, добросовестность и прилежание в изучении и преподавании Торы позволяли и позволяют Учителям на основе Устной Торы, сложившейся к временам, в которые они жили, творчески «вписывать» в нее, если можно так выразиться, новые страницы — не противоречащие тому, что уже было открыто и не отменяющие существующие законы и правила. Не противоречащие, повторю, и не отменяющие. Ибо это — очень важно.


Итак, перед нами возникает величественная картина, открывающая неизменную Мудрость, которая, как бездонный колодец, постоянно поставляет нам живую воду и дает жизнь (в буквальном смысле — ведь без Торы наш народ не просуществовал бы и одного дня).


Вы правы — Учителя разъясняют процесс реализации Торы в нашем мире (то, что мы именуем — «событиями»), исходя из собственного видения мира (так было всегда, все три тысячи лет). И каждое высказывание Учителя Торы (обратите внимание на отмеченные выше качества — «преданность Всевышнему, добросовестность и прилежание в изучении и преподавании Торы») — грань Истины. Поэтому эти высказывания иногда кажутся противоречивыми. Но — не более, чем описания цветов, которыми отливает ограненный алмаз (бриллиант). Разные люди одновременно могут видеть в одном и том же бриллианте и красный, и желтый, и, скажем — голубой.


Ваше понимание событий, связанных с «уходом из сектора Газы» — вполне легитимно. Оно — результат Ваших наблюдений за явлениями материалистического мира. Каждый человек способен на это и вправе высказать собственную позицию.


Однако к более высоким этажам сферы постижения Торы, а, значит — и явлений нашего мира, это не относится. При том, что дорога к этим этажам открыта каждому еврею — при условии, если он, как Учителя Торы, стремится постичь ее глубины и обладает теми же, упомянутыми выше качествами.


Автор текста Элиягу Эссас