Послание в первой казни. Ваэра




Автор

«Оцарот»


Стадии порабощения в Египте


«И превратилась вся вода в реке в кровь» (7:22). «Также и народ, которому будут служить, Я осужу», — так сказал Творец Аврааму, когда возвестил ему о египетском изгнании. И действительно, казни пришли одна за другой, по порядку. Первой среди них стало превращение воды в кровь. Почему Творец начал именно с этой напасти? Какое послание заключено в ней?


Гаон раби Моше Файнштейн отыскал в ней наставление, которое никак не может оставить нас равнодушными. Египтяне поработили сынов Израиля, зарезали их детей, чтобы купаться в их крови, топили мальчиков в реке, замуровывали их в стены. Это были чудовищные жестокости, невиданное зло! Но, с другой стороны, у них несомненно были какие-то социальные законы — система установлений, наводившая порядок в жизни граждан и заботящаяся об их благополучии. Такая система уподоблена живой воде, от которой существа плодятся и размножаются…


Наступил момент первой казни. Это было самое фундаментальное наказание, которое раскрыло тайну и сняло покров: вода египтян сама является кровью!


Зло и извращение проникли на все уровни жизни. Если насилие совершается на улице, оно проникает в дом. Если нет узды, которая сдерживала бы правителей, то и простые рабочие становятся необузданы. Если в армии воруют оружие, то будут красть деньги и из банкомата. Нравственность не бывает «наполовину».


Все это можно проиллюстрировать следующей реальной историей. Один человек пытался позвонить с общественного телефона. Быть может, кто-то еще помнит: такой телефон работал, когда в него вставляли жетоны. И вот, аппарат «проглотил» брошенный в него жетон. Телефонная компания задолжала этому человеку бесплатный звонок.


Спустя какое-то время, он наткнулся на испорченный общественный телефон, который позволил ему звонить бесплатно и без ограничений. Делать это, конечно же, запрещено, поскольку это будет считаться кражей. Но наш герой спросил раби Яакова Каневского, автора книги «Кеилот Яаков», нельзя ли воспользоваться этим телефоном ради всего лишь одного звонка, чтобы вернуть себе пропавший жетон…


Гаон открыл перед ним Гмару (Брахот 5 б): если вор украл у тебя из кармана деньги, не кради деньги обратно из его кармана, желая вернуть свою собственность. Иначе ты почувствуешь воровское удовольствие и этим испортишь свою душу! Задержи его, приведи на суд, но не протягивай руку в его карман… Так и здесь: сделать бесплатный звонок по испорченному аппарату разрешено, однако это приучает душу к непорядочности. Вот почему от этого следует воздержаться. Какое чудесное поучение, какой возвышенный образец нравственности!


Расскажем еще одну историю (а-Меорот а-Гдолим). Власти объявили о том, что раввины должны собраться на съезд в Петербурге, и Хафец Хаиму нужны были листы бумаги, чтобы вести записи. У него их не оказалось, а магазины в тот день были закрыты. Предприниматель раби Зелиг Персиц сказал ему, что у раби из Любавича (адмора Рашаба), несомненно, есть бумага. Он остановился в той же гостинице, и когда услышал просьбу, тотчас предложил взять тетрадь для письма.


Хафец Хаим протянул ему в ответ копейку. Раби из Любавича усмехнулся и отказался ее принять. Тогда Хафец Хаим отложил в сторону тетрадь и не брал ее, пока его собеседник не согласился взять за нее плату.


Раби Зелиг удивился: «Разве вы не знаете, что для раби ваша медная копейка ничего не стоит?»


На это Хафец Хаим дал объяснение: «Я установил для себя нерушимый принцип: ничего не брать бесплатно. Ведь один человек никогда не знает, о чем думает сердце другого (Псахим 54 б). Иногда, когда вы что-то просите, вам дают это не от всего сердца. И если берешь такой дар, к этому примешивается крупица воровства…


Верно, что у копейки нет особой стоимости. Но если украсть копейку, из этого может произойти ангел разрушения, способный своими силами снести все стены Петербурга!»


А теперь давайте сделаем подсчет. Если такова сила обвинителя, родившегося из одного греха — из «крупицы воровства» размером в одну копейку, то какова же сила ангела, праведного заступника, который рождается из самой распространенной заповеди — одной из тех, какие мы совершаем каждый день? Речь идет о заповеди изучения Торы.


Согласно подсчетам Хафец Хаима, который утверждал, что за минуту можно прочесть двести слов, получится, что за учебу в течение получаса рождается армия из двенадцати тысяч таких ангелов! (Майян а-Шавуа)


,