День 12. Двусмысленность

(12 тишри -12 нисана)


"Сефер Хафец хаим"


Двусмысленность


Еврей обязан избегать двусмысленных выражений, допускающих оскорбительное толкование.


Нельзя сказать: «Намерения у него хорошие...» - и на этом остановиться, ибо это позволяет подумать: «...да поступки не слишком умны» или «не слишком хороши». Тогда как фраза: «У него хорошие намерения, он искренний человек» - такую двусмысленность исключает.


"Сефер Шмират а-лашон"


Мера за меру


Творец поступает с нами так, как мы поступаем с другими людьми.


Как мы относимся к людям, так к нам относятся Небеса. Если человек милосерден, сострадателен и не обидчив, он пробуждает атрибут Милосердия на Небесах. Свыше к нему будет проявлено милосердие, Всевышний станет судить его милостиво. Говорят наши мудрецы: «Тому, кто сочувствует другим, сочувствуют Свыше» (Шабат, 151б); «Кто не суров (к обидчику), тому прощаются все грехи» (Рош а-шана, 17а). Более того, его сострадание зачтется в заслугу всему еврейскому народу.


Человек, не проявляющий снисходительности и сочувствия, способствует действию атрибута Суда, направленного на него и на весь еврейский народ. Небеса не снизойдут к его грехам, ибо «той мерой, какой мерит человек, отмеривают и ему» (Мегила, 12б).


Наши мудрецы объясняют: «Иерусалим был разрушен только за то, что его жители отмеривали ближнему точно по [букве] закона Торы» (Бава мециа, 30б). Не совсем понятное объяснение: ведь это не единственный грех, в котором было повинно данное поколение, Писание перечисляет целый ряд его грехов. Сказанное выше помогает нам понять: если бы евреи проявляли снисходительность к другим, прощали ошибки и обиды, то и Творец простил бы им их грехи. Они же относились друг к другу жестко, со всей предусмотренной законом строгостью - и так же отнеслись к ним Небеса.