ПЕСАХ


Дорогие друзья! Поздравляем вас и ваших близких с Песахом, праздником свободы и очищения. Пусть каждому из вас удастся выйти из собственного Египта, будь то материальные или духовные проблемы. Песах кашер ве-самеах, веселого и кошерного Песаха!


"Чудеса Исхода"


Раввин Бен-Цион Зильбер


Рамбан обращает внимание на то, что Б-г повелел нам соблюдать многочисленные заповеди в память о выходе из Египта: налагать тфилин, праздновать Песах, выкупать первенцев и т.д. Для чего Он дал нам эти заповеди? — Чтобы они служили свидетельством и напоминанием во всех поколениях о чудесах, которые Он совершил для нас при выходе из Египта. Т.к. Б-г не совершает такого уровня чудес в каждом поколении, перед глазами каждого, кто их отрицает, Он повелел нам сохранять память о них, передавая её детям и внукам.

Эти слова Рамбана проясняют значение заповеди «И скажи сыну твоему…». Рассказывая об Исходе, человек усваивает знание о великих чудесах, в которых Всевышний открыл Себя и которые при выходе из Египта видели все. Так это знание передаётся из поколения в поколение.

Утверждение Рамбана о том, что Всевышний, благословен Он, не будет совершать знамений и чудес перед глазами каждого преступника или неверующего, интересно «проиллюстрировал» рабби Исраэль Салантер зацал (приводится в книге Тнуат а-Мусар, с. 318).

Однажды, когда рабби Исраэль возвратился после поездки в город Мемель, в гостиницу, где останавливался, он увидел, что хозяин гостиницы изменил своё отношение к Торе и начал пренебрегать соблюдением заповедей. Рабби Исраэль спросил его о причине этого, и тот рассказал: несколько дней назад у него поселился один койфер (атеист), который отрицал в его присутствии учение о воздаянии (что человека ожидает награда за правильные действия и наказание за неправильные). Желая продемонстрировать, что слова его истинны, этот господин послал в лавку за трефной колбасой и громко заявил: «Если Всевышний наблюдает за нами и награда и наказание существуют — пусть я подавлюсь, как только запретная пища попадёт мне в гло тку!». Койфер ел трефу на глазах у всех, и ничего с ним не случилось. А затем провозгласил: «Всевышний не смотрит на нас, и всё — неправда!». Хозяин гостиницы растерялся, и вера его ослабела.

Раби Исраэль ничего не ответил и ушёл к себе. Через некоторое время дочь хозяина вернулась из школы и радостно сообщила, что получила свидетельство об окончании учебного года. Там по двум предметам отличные оценки: по математике и пению! Рабби Исраэль позвал девочку к себе и попросил спеть что-нибудь, чтобы доказать: она действительно умеет петь и получила оценку заслуженно. Та отказалась. Тогда рабби Исраэль позвал отца и сообщил, что его дочь плохо себя ведёт и не слушается.

Удивлённый отец спросил, почему дочь перечит рабби Исраэлю, и она ответила: ей кажется неподобающим и странным вдруг встать и запеть перед всеми в неподходящее для этого время, в неподходящем месте, чтобы доказать, что она талантлива. Разве может такое придти в голову: каждому, кто не поверит, она должна доказывать, что умеет хорошо петь? Ведь она тогда будет выглядеть сумасшедшей! Для того и поставили оценку. А кто хочет убедиться лично, найдёт для этого подходящую возможность и время.

Ответ понравился отцу девочки, и он полностью согласился с ним. Рабби Исраэль попросил девочку выйти и сказал отцу: ответ вашей дочери может быть и ответом на вопрос, наблюдает ли Всевышний за нами. Ведь Он уже доказал на глазах всех народов, что видит всё, — с помощью открытых чудес при нашем выходе из Египта. И у нас есть свидетельство об этом — дарованная нам Тора.

Кто хочет узнать пути Всевышнего, закончил рабби Исраэль, может сделать это, изучив наше свидетельство, выданное на глазах у всего мира. В других доказательствах нет необходимости!