Недельная глава «Беар» («На горе»)


В главе «Беар» даны законы, которые выделяют особенное время и указывают на его святость. Это каждый седьмой год семилетнего цикла (шмита — «освобождение»), когда земля оставалась под паром и отдыхала, будучи безраздельной собственностью Творца, и каждый пятидесятый год (йовель — «юбилей»), когда свободу получали рабы-евреи, а наследные наделы (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались своим хозяевам (по Своей воле Всевышний раздал уделы сынам Израиля, и никто другой не имел права их присвоить).



Проценты — жизнь без Творца?



Рав Бен-Цион Зильбер


В недельной главе «Беар» упоминается запрет взимать проценты с евреев: «Не бери с него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего» (Ваикра 25:36).

Объяснение этого запрета Торы, по-видимому, такое. Евреи должны относиться друг к другу как братья, а взимать проценты с брата — недостойно. Они должны помогать друг другу безвозмездно. Поэтому Тора запрещает это.

Раби Шломо-Эфраим Луншиц, известный как «Кли Якар» по названию своего фундаментального комментария к Торе, приводит еще одну причину, по которой Творец запретил такую, казалось бы, тривиальную финансовую операцию. Когда человек занимается бизнесом, он всегда рискует. Кто сказал, что на приобретенные за большие деньги товары будет спрос? Кто сказал, что сумма, вложенная в строительство многоквартирного дома, окупится? Исключение составляет заем денег под проценты: заимодавец практически со стопроцентной вероятностью знает, что по истечении определенного срока его деньги не только вернутся, но и принесут прибыль.

Такое положение вещей противоречит постоянной связи еврея со Всевышним. Ведь именно от Б-га зависит наше благосостояние, именно Он решает, удачной ли будет та или иная торговая сделка. Тот, кто полагается исключительно на собственные силы и действия, как бы удаляет Творца из своей системы координат. Почему же тогда можно брать проценты с нееврея? Потому что нет гарантии, что заимодавец свои деньги получит, — зависимость от помощи Б-га сохраняется.

В Талмуде сказано, что тот, кто одалживает деньги под проценты, не воскреснет после прихода Машиаха. Следующая история, иллюстрирующая этот принцип, случилась в городе Познань, раввином которого был раби Акива Эйгер, один из крупнейших духовных лидеров еврейства. Местный богач скончался, и его сыновья обратились в похоронное братство «Хевра Кадиша». К их удивлению, сумма, которую запросили за погребальные услуги, оказалась необыкновенно высокой.

Дети покойного обратились в судебные инстанции и даже выше. Бургомистр Познани вызвал к себе раввина Эйгера и строго спросил: «В чем дело? С какой стати похороны этого человека должны проводиться по завышенной цене?!» Раби Акива Эйгер улыбнулся: «Ваша светлость, этот богач не только был скупердяем, который не давал бедным ни гроша. Но (что важно для нашей темы — Б.З.) всю свою жизнь он одалживал деньги под проценты».

«Обычно когда еврей умирает, — продолжил раби Эйгер, — Хевра Кадиша требует с его близких весьма скромную сумму. Пребывание покойника в могиле временное. Это своего рода аренда помещения. Придет Машиах, и еврей, как и другие его собратья, воскреснет. С богачом-процентщиком дело обстоит иначе. Он не воскреснет никогда. Поэтому арендная плата, которую должны внести его сыновья, логичным образом высока». Бургомистр признал справедливость слов раввина.


***

Как же могут религиозные соблюдающие евреи руководить банками или брать там ссуды, например, на покупку квартир? — Они полагаются на «этер-иска», по которому работает банк.

Суть «этер-иска» состоит в следующем. Допустим, один человек дает другому 100 тысяч на бизнес. Из них 50 тысяч он ему одалживает, а 50 остаются деньгами дающего, и дающий получает прибыль от своей половины денег. Т.е., он получает прибыль не от тех денег, которые одолжил, а от той части денег, которые оставил себе. То же самое, когда человек берёт ипотеку в банке: покупка квартиры может тоже быть «бизнесом», ведь очень часто квартиры поднимаются в цене; и человек делает банк участником своих предполагаемых прибылей.

Обычно банки вывешивают на видном месте свой «этер-иска», где указываются условия договора с клиентами.