Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18

Маараль из Праги ,

— Еврей должен находиться в окружении мудрецов

1:18

Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».

משנה יח רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶת וְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:


А дело именно в том, что жертвенник и жертвоприношения, то есть, служение, — это один из столпов мира, на которых он покоится с момента сотворения.

Мидраш (Берешит раба, там же) разъясняет, что мир был сотворен ради исполнения заповедей халы, десятины и первых плодов (бикурим), и все это заключено в слове «вначале». Хала названа началом: «начаток вашего теста…» Десятина тоже названа началом: «начало вашего урожая…» И бикурим тоже названы началом: «начало созревания плодов в вашей земле…» Почему же именно эти три вещи стали целью всего мироздания? Дело в том, что все эти вещи человек отделяет от собственного имущества и отдает другим. И это совсем не то же самое, что подать милостыню бедному. Милостыня — это отдельная заповедь, (весьма важная, но) не носящая названия «доброго дела», поскольку деньги милостыни можно дать только бедному. А десятина, которую отдают левитам, а также хала и бикурим, которые хозяин отдает коэну, — это истинное доброе дело, поскольку делается и для бедного, и для богатого. Поэтому эти три вещи (вкупе) образуют третью опору мира. И получается, что все три столпа мира содержатся в неявной форме в слове «вначале», берешит, то есть, с них начинается рассказ о сотворении мира.