Недельная глава «Хаей Сара» («Жизнь Сары»)

«И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет…» (Берешит, 23:1). Глава сообщает о смерти Сары, жены Авраама, и подробно рассказывает о приобретении Авраамом пещеры Махпела, где он хоронит жену. Важное место в главе занимает выбор невесты для Ицхака, сына Авраама, и его женитьба.


"Главное в человеке — его душевные качества"


Раввин Бенцион Зильбер


Основная линия главы связана с выбором невесты для Ицхака, сына Авраама и Сары. Сам Авраам, единственный в свое время человек на земле, самостоятельно пришедший к вере в единого Б-га и воспитавший много последователей, был женат на Саре, дочери его брата Арана. После смерти Сары, поняв, что пришла пора женить сына, Авраам не стал искать ему невесту в земле Кнаан, где они жили, а послал слугу Элиэзера к семье своего брата Нахора, жившей за пределами Эрец-Исраэль. Элиэзер привозит оттуда Ривку, внучку Нахора, которая становится женой Ицхака. Глава — и соответственно комментаторы — посвящают много внимания теме шидуха (сватовства).

В книге «Драшот а-Ран», анализирующей вопросы еврейского мировоззрения, среди многих других вопросов Ран (рабейну Нисим, конец 13 — начало 14 вв.) рассматривает и такой: почему Авраам не взял для сына невесту из кнаанейцев, бок о бок с которыми жил? Зачем понадобилось прилагать столько усилий, лишать себя возможности самому увидеть девушку, зачем надо было посылать слугу с поручением настолько серьезным, что потребовалось взять с него клятву, что он будет действовать так, а не иначе? Конечно, кнаанейцы были идолопоклонниками. Но ведь и семья Нахора — тоже! Чем одни лучше других?

Есть дурные задатки, считает Ран, которые передаются от родителей к детям, а есть заблуждения, которые не наследуются. Душевные качества, такие, как доброта или жестокость, завистливость или скромность, злобность или мягкость, присущи членам одной семьи, а вот взгляд на мир, мировоззрение не обязательно переходят от родителей к детям.

О родственниках Авраама было известно, что это люди добрые и скромные. И Тора показывает нам качества Ривки в эпизоде ее встречи с Элиэзером у колодца. Ривка не только подает Элиэзеру напиться, но и предлагает напоить его верблюдов и делает это. И ведь к кому Ривка проявила такую доброту? К случайному прохожему. К тому, кто пришел и ушел. Услуга которому не прославит ее и не будет вознаграждена. Детали этого эпизода указывают не только на душевные качества Ривки, но и на домашнюю атмосферу, в которой она выросла.

Когда Элиэзер спрашивает у девочки, нельзя ли ему с караваном переночевать одну ночь в доме ее отца, Ривка уверенно отвечает: не только эту ночь, но столько времени, сколько господин пожелает. Значит, этой семье настолько присуще гостеприимство, что ребенку даже не надо спрашивать на это специального разрешения у родителей. Не каждый из нас может без спроса привести в дом гостя!

Авраам, наверно, мог бы поискать невесту для Ицхака и среди соседей, и в семьях своих учеников, хоть того же Элиэзера. Но он руководствовался мыслью, что важнее всего в человеке — глубоко укорененные хорошие душевные качества и что нет ничего важнее в матери семейства, чем доброта. Говорят мудрецы, что хорошие моральные качества скорее приводят к верному мировоззрению.