М.М.Гитик "Пятая свеча Хануки"


Выделенность этой пятой свечи заключается в «победе» дома Ґ илеля над домом Шамая. Ведь, по мнению школы Шамая в этот пятый день Хануки следует зажигать (8, 7, 6, 5) четыре свечи, а это меньше, чем пять, которые были нами сегодня зажжены. Ну, и в чем «победа», не понял. Разве мнение дома Шамая уступает мнению дома Ґилеля?! Разве не оба эти мнения «слова живого Вс-сильного»??! Разве после прихода Машиаха мы не будем зажигать «по Шамаю»??!


На все эти вопросы-недоумения Савраньский ребе отвечает ссылкой на Трактат Мегила, где царица Эстер именуется «Аелет ґа Шахар – предвестницей рассвета», ибо, по мнению мудрецов, ею завершается эпоха чудес (?[1]). И на вопрос, а как же чудо Хануки, следует не очень понятный ответ – «чудо Хануки не способно быть записанным». Да, несомненно, Ханука целиком принадлежит Устной Торе, но как это «не способно быть записано»? А «Мегилат Антиохус» и другие традиционные комментарии??!


Объяснение невозможности записи чуда Хануки связано с отличием третьего, греческого галута от первых двух, Вавилонского и Персидско-Мидийского. Если мы вспомним о первом намеке на них во втором предложении Пятикнижия «тоґу и боґу, тьма над теґом», то поймем особенность греческого галута: он продолжается и во время галута Эдома – теґом. Ведь тьма - хошех над теґом. И чудо Хануки, наша способность противостоять самым современным идеям, продолжается все время нашего западного галута.


И эта способность не ассимилироваться связана с «единоначалием» Израиля. Всякое упоминание о Греции в наших источниках всегда включает «царей Греции» с намеком на то, что в их цивилизации каждый сам себе царь. Мы продолжаем существовать, вопреки всему, ибо идем всегда за одним мнением. Незаписанность, продленность, незаконченность чуда Хануки, это ее полная принадлежность «мнениям мудрецов». Наша способность реализовать их мудрость и есть залог нашего «долголетия» в Истории. И слова мудрецов «даже если скажут о правом левое» намекают на зажигание ханукальных свечей слева направо, «вопреки» традиции. И это смысл «победы школы Ґилеля» - победы Устной традиции, Устной Торы, ведущей к Геуле, к Торе письменной!


[1] Обратим внимание читателя на то, что все мицвот в Пурим исполняются… днем!