Недельная глава: «Пинхас»


ТЕСНИ МИДЬЯНИТЯН И РАЗИ, ИБО НАВЛЕКЛИ НА ВАС БЕДУ, КОГДА СОБЛАЗНИЛИ ВАС ПЕОРОМ И КОЗБИ, ДОЧЕРЬЮ КНЯЗЯ МИДЬЯНА (Бемидбар, 25:17, 18)


Мидраш отмечает: заповедь предписывает наказать мидьянитян, которые ввели в грех еврейский народ, но запрещено ненавидеть египтян — хотя те пытались уничтожить народ Израиля. Отсюда мудрецы делают вывод: побудить кого-то согрешить — хуже, чем его убить.


Реб Йона Эммануэль из Иерусалима рассказывал: «Девятого ава тысяча девятьсот сорок четвертого года в концлагере Берген-Бельзен никому не дали еды, ни маленьким детям, ни больным, ни престарелым. Несмотря на жестокий указ, моя мать готовила кашу для моей маленькой сестры Батьи трех с половиной лет. Двое капо (евреев, лагерных надзирателей) поймали ее и привели на суд. Суд устроили в пятницу вечером, в шабат Нехама («шабат утешения» — после Тиша б»ав). В Берген-Бельзене капо устраивали суды, где обвиняемый являлся своим адвокатом и выступал в свою защиту.

Суд был очень коротким, и наказанием было лишение еды на два дня. Моя мать отказалась от права выступать и ничего не стала говорить. Я спросил ее, почему она не спорила и не сказала, что в тот день не было еды, и она не могла заставить голодать маленького ребенка, ведь скажи она об этих обстоятельствах, они могли бы дать ей более легкое наказание.

— Уже был шабат, — ответила мать, — а каждое слово записывал еврей. Поэтому я молчала. Лучше ходить голодной, чем заставить другого еврея нарушать шабат» (Ликвод шабат).


Источник: Рав Зелиг Плискин, «Если хочешь жить достойно» toldot.ru С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер.