Иерусалим и Храмовая гора снова заняли первое место в заголовках новостей по всему миру. Это не ново и повторяется вновь и вновь по разным поводам. На этот раз был теракт, а затем демонстрация и т. д. Мусульмане регулярно вступают в споры с евреями о том, кто имеет право на Иерусалим. Они утверждают, что это святой город для них, а евреи приводят неоспоримые доказательства того, что этот город принадлежит народу Израиля. Один из часто используемых аргументов: Иерусалим ни разу не упоминается в Коране, в отличие от Танаха, в котором он упомянут почти семьсот раз. Это хороший аргумент, но требующий уточнения. Действительно, в книгах Пророков и в Писаниях Иерусалим упоминается множество раз, начиная с 9‑й главы книги Йеѓошуа и до последнего стиха. Однако в Пятикнижии само слово «Иерусалим» не встречается. В рассказе об Авраѓаме-овину говорится: «И Малки-Цедек, царь Шалема…» (Брейшис, 14: 18). «Таргум Онкелос» (перевод-комментарий Торы) записывает это как «Царь Иерусалима».






В нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй» мы читаем шесть раз о том, что единственным разрешенным для жертвоприношения местом может быть «то место, которое изберет Б‑г». Тора пишет: «И будет: место, которое изберет Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы там пребывать Его Имени, — туда приносите все, что я заповедую вам: ваши всесожжения и ваши жертвы, ваши десятины и возношение вашей руки, и все избранное обетований ваших, что обетуете Г‑споду» (Дворим, 12: 11). Раши в своем комментарии говорит, что имеется в виду Иерусалим. Тем не менее, в Торе не упоминается название места, но говорится лишь, что это будет «то место, которое изберет Г‑сподь».



Только спустя годы, в правление царя Давида, стало ясно, что место, которое Б‑г выбрал, — это и есть Иерусалим. Как сказано: «…выбрал раба Своего Давида и Иерусалим». Вопрос в том, почему Тора не говорит прямо, что место, которое Всевышний выбирает, это Иерусалим? В Торе упомянуты и Беер-Шева, и Хеврон, и Бейт-Лехем, а именно город Иерусалим, священный для народа Израиля, конкретно не упоминается. Мидраш говорит, что Иерусалим был уже известен, как наиболее священное место для еврейского народа. Здесь Авраѓам построил алтарь для жертвоприношения Ицхока. Это место, где Яаков видел сон, где Ноях, выйдя из ковчега, построил жертвенник. (Рамбам, «Законы Храма», 2: 2). Все комментаторы сходятся во мнении, что это и есть место, «которое изберет Г‑сподь». Почему же Тора не называет его?


Рамбам («Море невухим», 3: 45) приводит некоторые пояснения к этому вопросу. Одно из объяснений: название города явно не указано в Торе для того, чтобы народы мира не узнали, что это святыня еврейского народа, и не начали воевать за это место, желая отнять его у Израиля. Поэтому лучше, чтобы точно не было известно, где это место. Еще одно объяснение: если бы народ Израиля услышал, что Иерусалим — это самый святой город, то колена начали бы ссориться, желая включить его в свой надел, и завладеть Иерусалимом. Так что лучше оставить это просто местом, «которое изберет Г‑сподь». Другое объяснение: мы часто замечаем, что в Торе некоторые вещи говорятся и пишутся для того, чтобы обучать людей. Например, мы читаем в рассказе о шестом дне творения: «И сказал Б‑г: «Создадим человека» (Брейшис, 1: 26). Раши спрашивает, в чем смысл слова «создадим», как будто есть еще кто-то, с кем вместе Он будет создавать человека. Ведь только Всевышний есть Тот, Кто сотворил мир и человека! И кроме того, это может заставить людей заблуждаться, не дай Б‑г, что есть более одного Творца в этом мире. Но Раши отвечает: «Хотя не помогали Ему в созидании человека и хотя это употребление множественного числа может послужить вероотступникам в качестве предлога для бунта, стих не отказывается учить благопристойности и скромности: чтобы великий советовался с малым и просил его согласия».


И, возможно, в этом состоит причина того, почему в Торе не названо то место, которое выбрано, хотя с самого начала ясно, что это Иерусалим. Тора хочет научить нас смирению и скромности, чтобы мы не обещали и не оповещали всех подряд, что собираемся что-то сделать и привести к святому городу, но держали свои планы при себе. А когда с Б‑жьей помощью все получится, тогда все узнали бы, что мы имели в виду. Когда царь Давид построил Иерусалим, то все поняли, где находится то самое место, о котором сказано в Торе, что его «изберет Г‑сподь».


Любавичский Ребе дает еще одно объяснение тому, почему Тора не говорит, что это место Иерусалим. Истина заключается в том, что любое место, куда Б‑г приводит еврея, и тот занимается там Торой и исполняет заповеди, является местом, которое «изберет Г‑сподь». Баал-Шем-Тов в своем комментарии на стих «чтобы там пребывать Его Имени» говорил: «Еврей должен знать, что всякое перемещение с места на место происходит не по его инициативе, а свыше приводят его туда, куда необходимо, и цель этого — распространять знание о Б‑жественности в том месте, в котором он находится».


рав Авраам Вольф