Шалом, уважаемый рав.


У меня есть вопрос. Дело в том, что я с полной серьёзностью отношусь к вопросу о разводе. Я считаю развод крайней мерой прекращения семейных отношений.


Скажите, пожалуйста, уважаемый рав, существуют ли определённые принципы или правила дающие основания для развода? То есть, согласно иудаизму, что даёт право мужу пойти на развод?


Я придерживаюсь исключительно галахических постановлений и живу согласно еврейской традиции.


Андрей

Мурманск




Разрыв семейных отношений, равно как и создание семьи — дело чрезвычайно серьезное. И Вы совершенно правы: развод — «крайняя мера», которую следует применять только в тех случаях, когда совместная жизнь мужа и жены уже невозможна.


Прежде всего, отмечу, что четко и однозначно сформулированных правил, когда муж должен дать жене гет (разводное письмо) и когда делать это ему не следует, в нашей традиции практически нет. Обозначены в основном лишь поводы, которые могут стать для мужчины «предметом» обсуждения темы развода в раввинском суде, уполномоченном оформлять и выдавать разводные письма (При этом члены раввинского суда внимательно и детально рассматривают каждый случай в индивидуальном порядке. И даже при знании всех необходимых нюансов, принять конкретное решение судьям бывает — очень непросто.


Поэтому, называя причины, которые по еврейским законам могут быть основанием, чтобы муж заявил в раввинском суде, что хочет развестись с женой — подчеркиваю, что это — не руководство к «автоматическим» действиям, но — лишь материал для серьезных, глубоких размышлений.


Итак, муж вправе подать на развод, если:


1. У жены были интимные отношения с посторонним мужчиной.


Думаю, очевидно, что вокруг этого — много неясностей. Поэтому в принятии окончательного решения значимую роль играют различные обстоятельства и нюансы.


Одно дело — если этот факт доказан. Другое — когда речь идет о подозрениях мужа, которые могут быть и необоснованными. Третье — если муж видит, что жена флиртует с чужими мужчинами и вообще ведет себя легкомысленно, но не доводит заигрывания до адюльтера (в данном контексте — интимной близости).


Решение вопроса в подобных случаях зависит и от ситуации в семье.


Не зная ни мужа, ни жену, ни их образа жизни — нельзя сказать ничего определенного. Ибо тут важны очень многие, на первый взгляд, казалось бы — и не относящиеся к данной проблеме подробности.


Например — то, сколько лет человек, как Вы выразились, «придерживается галахических постановлений»: полгода, 10 лет или приучен к этому от рождения. А также — какой «стаж» еврейской жизни у жены: полугодовой, десятилетний, или она всегда, с раннего детства жила и живет, сообразуясь с еврейскими традициями и обычаями. То есть — сроки и уровень соблюдения еврейских законов мужем и женой тоже способны внести свои коррективы в рассмотрение «дела о разводе».


Кроме того, чтобы можно было принять окончательное решение — необходимо знать, беседовал ли муж с женой на данную тему (один раз или несколько раз), и если да — какой была ее реакция. А также — отдавала ли она себе отчет в том, что ее легкомысленное поведение противоречит Воле Творца.



2. Психологическая или какая-либо иная несовместимость, когда мужу и жене — некомфортно друг с другом, когда их взгляды на действительность и фундаментальные жизненные принципы не совпадают, и они не в состоянии друг друга понять. Когда у них — противоречащие друг другу жизненные устремления, ценности, цели и идеалы.


К примеру, муж хочет жить по-еврейски и прикладывает к этому усилия, а жена — не хочет. И она не только не поддерживает его на избранном им пути, но, наоборот — препятствует созданию по-настоящему еврейского дома.


Впрочем, даже это — еще не «приговор». В отдельных случаях такую семейную ситуацию можно улучшить, изменить. Например, помогая жене расширить свои горизонты и открыть для себя мир мудрости и красоты еврейской традиции. В конце концов, в душе каждого еврея (мужчины и женщины) есть стремление к Творцу. Вопрос в том, как глубоко оно запрятано, и можно ли пробудить его на данном жизненном этапе.



3. Если в семье есть дети, ситуация — усложняется. Тогда причины, способные дать мужу повод задуматься о разводе (см. пункты 1 и 2), следует рассматривать под иным углом зрения.


Любой ребенок болезненно воспринимает развод родителей. Период разрыва отношений между папой и мамой, а потом и жизнь в неполной семье, в большей или меньшей степени, оказывают негативное воздействие на его психологическое состояние. Что накладывает свой отпечаток на формирование личности, а порой — и оставляет след в его будущей, взрослой жизни.


С другой стороны, наличие детей в семье, само по себе — не аннулирует проблемы, которые возникают в отношениях их родителей. И если в доме — невыносимая атмосфера, это может нанести ребенку не меньший вред, чем развод. А иногда — и гораздо больший…


Кроме того, в принятии решения, разводиться или нет, в ситуации, когда есть дети — необходимо задать себе еще один, чрезвычайно важный вопрос: не получится ли так, что после развода дети лишатся еврейского воспитания? Что для них может обернуться — духовной гибелью, разрушением их еврейских душ.


Словом, обдумывая, как поступить — необходимо максимально учесть и взвесить все аргументы «за» и «против».



4. Жена не ведет себя легкомысленно (об этом — см. в пункте 1) и не противится еврейскому образу жизни. Но — ленива, и ничего не делает для дома и семьи. Посвящая все свое свободное время болтовне с подругами, чтению женских журналов, походам по магазинам, путешествиям по просторам Интернета и т.п. Других интересов у нее просто-напросто — нет.


При этом предполагается, что муж неоднократно пытался как-то изменить ситуацию, беседовать с ней, объясняя, что у каждого в семье должна быть своя роль и свои обязанности, что еврейский образ жизни не ограничивается соблюдением законов кашрута и т.п. И никакой вразумительной реакции на его усилия с ее стороны — не последовало…


Так что, как видите, проблема развода — необычайно многогранна и невероятно сложна. И простых, очевидных решений в ней по определению — быть не может.


И в заключение подчеркну, что выдвинутая Вами тема рассматривается в данном ответе исключительно в контексте еврейского мировоззрения и еврейской традиции.


Автор текста Элиягу Эссас