Можно ли мыть мясную и молочную посуду в одной раковине?


Мордехай

Якутск




Прежде всего, отвечу на Ваш конкретный вопрос.


Желательно так организовать свою кухню, чтобы в ней было две раковины: одна — для молочной, другая — для мясной посуды. И во многих еврейских домах, где стараются соблюдать законы нашей традиции, именно так и поступают.


Если же условия не позволяют иметь две раздельные раковины — тогда необходимо обзавестись двумя решетчатыми подставками, и мыть мясную и молочную посуду в одной раковине, но — на разных подставках. И пользоваться при этом разными губками. Для того, чтобы максимально исключить возможность ошибки, одна губка, для мытья мясной посуды, должна быть, допустим, красного цвета. Другая (для молочной) — синего. Чтобы они не только отличались друг от друга, но и напоминали о своем, так сказать, предназначении.


Решетчатые подставки, кстати сказать, тоже, как очевидно, должны быть — разными по цвету (или форме). Чтобы случайно не использовать для мытья молочной посуды ту, которую назначили для мытья мясной посуды. И наборот.


Впрочем, не все так просто, как может показаться на первый взгляд.


Бывает, что со временем сток для воды в раковине забивается накопившимся жиром. Многие в подобной ситуации льют в раковину крутой кипяток, чтобы растопить жир и таким образом прочистить сток для воды.


Однако в случае, когда одна и та же раковина используется для мытья мясной и молочной посуды, делать это — нельзя. Ведь жировое наслоение может состоять из смеси мясных и молочных жиров. И если на такую смесь попадет кипяток, он ее — сварит.А значит, будет нарушен закон, запрещающий варить мясное вместе с молочным.


Поэтому для ликвидации засора в стоке при наличии одной раковины — рекомендуется использовать специальные химические средства.


Поскольку Вы в своем письме выдвинули на обсуждение проблему из одного из важнейших и достаточно сложных разделов законов кашрута, который посвящен запрету на смеси мясных продуктов с молочными — воспользуюсь случаем и позволю себе немного расширить круг вопросов, в правильном решении которых, по моим наблюдениям, затрудняются многие люди.


Рассмотрим здесь два случая.


Вопрос первый. Если у человека — съемная вставная челюсть, и он ел горячее мясное блюдо, должен ли он кашеровать свои искусственные зубы прежде, чем есть что-то молочное?


Известно, что после мясного молочное можно есть, выждав шесть часов. Но кашеровать вставную челюсть необходимости — нет.


По нескольким соображениям.


Если рассматривать зубы как посуду, то для того, чтобы частички мяса впитались в стенки посуды, его температура должна быть такой, при которой, коснувшись их (стенок) — отдергивают руку. То есть — не ниже 45 градусов Цельсия. Обычно, прежде чем положить в рот горячий кусок человек дует на него, так, что тот охлаждается ниже температуры тепловой обработки.


Кроме того, варят или жарят, как правило, в посуде, которая стоит на огне — в так называемом, «первом сосуде» (на иврите —кли ришон). Однако же мы обычно не едим прямо с огня, но сначала перекладывают еду в тарелку. Тарелка же — уже «второй сосуд» (кли шени). Тогда рот со вставной челюстью будет —«третьим сосудом» (кли шлиши), а в «третьем сосуде» тепловая обработка продуктов — не производится. Это означает, что вкус мяса не впитывается в поверхность вставных зубов.


И наконец, вставную челюсть, как правило, изготавливают из такого материала, который практически ничего не впитывает — даже при высоких температурах.


Второй вопрос. Можно ли в процессе приготовления добавлять желатин в молочные блюда?


Следует знать, что при изготовлении желатина часто используются ингредиенты животного происхождения (из тщательно высушенных кожи или костей животных). Поэтому евреям разрешается использовать в пищу только такой желатин, на упаковке которого есть знак кашерности (на иврите —hэхшер).


Кашерный желатин может быть и растительного происхождения, а иногда его делают на основе рыбных костей.


Если желатин изготовлен из тщательно высушенной кожи или сухих твердых костей — его можно использовать и для приготовления молочных изделий. В этом случае он (так же, как желатин, сделанный на основе ингредиентов растительного происхождения) попадает в категорию парве.


Если для производства желатина использовались влажные, не высушенные части кожи или костей или мягкие кости животных — такой желатин считается мясным. Соответственно, добавлять его в молочные блюда — запрещается. А те блюда, в которые он добавлен — запрещено есть вместе с молочным.


Два примера, приведенных в этом ответе, весьма убедительно, на мой взгляд, показывают, что недостаточно твердо помнить, что хлеб, намазанный сливочным маслом, с колбасой еврею есть — нельзя. Что нельзя жарить на сливочном масле мясную котлету и т.п. Все гораздо сложнее. Правила разделения молочного и мясного содержат в себе множество нюансов (в том числе — и сопутствующих), без знания которых можно, не желая того, совершить ошибку и нарушить законы кашрута.


Поэтому люди, которые заботятся об их соблюдении, стараются различными способами облегчить себе и другим эту задачу.


В Израиле, например, на фабриках пищевой продукции и в пекарнях делают бурекасы (пирожки из слоеного теста) парве и молочные — разной формы.


Бурекасы парве (обычно с грибной или картофельной начинкой), как правило — квадратные или прямоугольные. Молочные бурекасы, с творожной или сырной начинкой (чтобы они случайно не попали на мясную трапезу) делают треугольными или овальными.


Тесто при этом всегда — парве.


Так же рекомендуется поступать и при изготовлении пирожков в домашних условиях. Если пирожки мясные или паревные — в тесто, естественно, не добавляют ни молоко, ни производные из молока. И по форме пирожков должно «прочитываться», с какой они начинкой.


Автор текста Мордехай Вейц