День 16. О том, кто слушает

(16 тишри -16 нисана)


"Сефер Хафец хаим"


О том, кто слушает


Отрицательный отзыв о человеке допустим только в конструктивных целях и при определенных условиях, о которых будет сказано ниже. Без соблюдения этих условий запрещено делиться негативной информацией даже с друзьями и членами семьи, включая мужа или жену. Подчеркиваем: сообщать лашон а-ра мужу или жене запрещено в не меньшей степени, чем кому-либо другому. Фокусировать внимание на недостатках другого человека - недостойно и неправильно.


"Сефер Шмират а-лашон"


Венец творения


Человек сохраняет свой статус венца творения, только если правильно пользуется своим даром речи.


Человек, умеющий удержать себя от запретных высказываний, удостаивается в награду скрытого света, который Всевышний сохраняет для праведников со времен Сотворения мира.


Награда за соблюдение заповеди о чистоте речи очень велика. И очень сурово наказание за ее нарушение. Говорят наши мудрецы (Йерушалми, Пеа, 1:1): «Наказание за этот грех человеку выносят еще в этом мире, но главная расплата ждет его в Будущем мире». Это еще одна причина, по которой Давид говорит: «Кто человек, что хочет жизни... Береги свой язык от зла».


Вдумаемся. Над всеми другими живыми существами человека возносит душа, которой Творец наделил его вместе с разумом, и она проявляется в даре речи. Как уже упоминалось, Тора определяет суть человека, называя его «живым существом» {нефеш хая), что Онкелос переводит как «говорящий дух» (Берешит, 2:7). Но люди могут претендовать на превосходство, только если пользуются даром речи по назначению. Если же они используют силу речи во зло, тогда бессловесные твари, не способные причинить миру столь сокрушительный ущерб, как люди словами, по существу, превосходят человека.


Поэтому и сказано: «а-иш» - «человек (который хочет жизни...)», ибо лишь тот, кто «бережет свой язык от зла», удостаивается высокого звания «иш» - «человек».