Ашер Рохбергер "Гиюр и пасхальная жертва"


Известно, что одним из наиболее суровых наказаний, описываемых Торой, является карет (ни про кого из нас не будь сказано), который представляет собой отсечение еврейской души от её Божественного источника. Обычно, такое наказание полагается за активное совершение некоего действия, но есть только два исключения, когда подобное наказание полагается за пассивное не совершение (воздержание от выполнения) обязательного действия-заповеди. К этим двум случаям относятся: невыполнение заповеди брит мила и не принесение пасхальной жертвы.


Относительно заповеди об обрезании это понятно, поскольку тот, кто её не выполняет, как будто бы провозглашает, что не является членом нашего союза с Творцом и не является частью еврейской общины.


Относительно пасхальной жертвы ситуация немножко другая. Тора заповедует нам: «А если поселится у тебя пришелец, то, чтобы совершить ему пэсах Г-споду, пусть обрежется у него всякий мужского пола, и тогда пусть он приступит к совершению его, и будет как коренной житель земли; а никакой необрезанный не должен есть его». (Шемот 12, 48). Мидраш задает вопрос (Мехильта деРаби Ишмаэль на главу Бо, раздел 15): «Следует ли из этого стиха, что человек прошедший гиюр, обязан немедленно принести пасхальную жертву?». На этот вопрос мидраш дает ответ, используя следующий по порядку стих из Торы (Шемот 12, 49): «Закон один да будет и для коренного жителя и для пришельца, проживающего среди вас». Подобно тому, как весь еврейский народ обязан приносить пасхальную жертву 14 нисана, так же это распространяется и на геров.


Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:


1- Принесение пасхальной жертвы является декларацией принадлежности к общине Израиля


2- Принесение пасхальной жертвы является частью процесса гиюра


3- Процесс гиюра включает в себя декларацию принадлежности к еврейскому народу (поэтому гиюр это не только религиозный акт, но и национальный)


4- Принесение пасхальной жертвы является в определенной степени продолжением, или параллельным актом к исполнению заповеди обрезания, которая вводит младенца в общину Израиля и так же является неотъемлемой частью процесса гиюра.


Теперь понятно, почему сознательное нарушение заповеди об обязанности принесения пасхальной жертвы несет за собой столь строгое наказание. Каждый еврей заключает союз с Творцом, первый раз в возрасте 8 дней или когда проходит Гиюр, через заповедь обрезания. Процесс гиюра завершается, когда это возможно, принесение пасхальной жертвы в ближайший после прохождения обрезания день 14 нисана. Ежегодно, каждый из нас должен возобновлять наш союз с Творцом, принося пасхальную жертву.


Все это объясняет причину, по которой, войдя в Землю Израиля в дни Йошуа бен Нуна, еврейский народ совершает в Гильгале именно две вышеупомянутые заповеди, смысл которых одинаков - заключение союза между каждым евреем и Творцом, как часть всего еврейского народа.


Дай Бог, чтобы мы как можно быстрее могли вновь приносить пасхальные жертвы