Недельные главы Торы. Бе-мидбар

Новая статья р.М.М.Гитика


Чистота принятия и дарования


«И говорил Вс-вышний Моше


в пустыне Синай»


(Бе-мидбар, 1:1)



Говорит Мидраш раба (1,7): «отсюда учат мудрецы: через три вещи была дана Тора – через огонь, воду и пустыню. Через огонь откуда учим? Как сказано: «и гора Синай вся дымится». А через воду откуда? Как сказано: «и также небеса и тучи сочились водой» (Шофтим, 5:4). А через пустыню откуда? Как сказано: «И говорил Вс-вышний Моше в пустыне Синай»».


Замечает Савраньский ребе, что мидраш этот появляется не в разделе «Йитро», где повествуется о Даровании Торы и где сказано, что «гора Синай… дымится», а, следовательно, именно пустыня является основным элементом Дарования Торы. Рав Хаим бен Атар объясняет, что не только Израиль очищался в преддверии Синая, но и Творец, и Мир, в который должна была спуститься Тора, прошли «обряд очищения». Подобная подготовка вполне естественна, если вспомнить, что реализация Торы есть конечная цель этого Мира.


Огонь намекает на «очищение» Создателя, как сказано в трактате «Санґедрин» (39:1): «сказал тот ненавистник раби Абаґу: ваш Вс-сильный – Он коґен, как сказано: «и возьмут Мне приближение», а хороня Моше, во что он окунался (для очищения)?!... Сказал ему: «в огонь окунался, как сказано: «вот Вс-вышний в огне придет» (Йешайяґу, 66:15)».


Водой очищается мир, как сказано в начале Пятикнижия: «и желание Вс-сильного парит (царит) над водами», и мудрецы трактуют воды Потопа как воды, очищающие этот мир. Но главная компонента, как и было сказано, – это подготовка евреев. И в каждом поколении, лишь тот удостаивается получения Торы, кто превращает себя в пустыню, как сказано: «из Пустыни Подарок, а из Подарка – Нахлиэль (Геула)» (Бе-мидбар, 21:18; Трактат «Эйрувин»,56; Трактат «Недарим», 55:1).


Превращение себя в пустыню означает ощущение себя, себе (эгоцентризму) не принадлежащим, а, значит, принимающим Его главенство, в силу своей принадлежности Ему. Короче, уровень «наасе и нишма». А путь к этому уровню, дерех эрец – нивелирование материальных ценностей, ощущение Его единственным Хозяином. И это – «через пустыню» – главное условие, очищение себя через убирание (уменьшение) эгоцентризма.