День 82. Потенциально вредные отношения

(22 кислева - 23 сивана)


"Сефер Хафец хаим"


Потенциально вредные отношения


Следующая группа правил касается информации, важной для предотвращения возможных отношений: партнерства в бизнесе, шидуха (сватовство), найма работника и т.п.


В этих случаях алаха различает три ситуации:


1. кто-то предлагает отношения;


2. кого-то просят рассказать о второй стороне;


3. человек сам хочет рассказать о другой стороне, хотя его об этом никто не просил и не спрашивал.


Эти три ситуации связаны с разными заповедями Торы, поэтому к ним прилагаются различные критерии.


Предлагая кому-то вступить в отношения с другим человеком, надо помнить о заповеди «не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, 19:14), которую наши мудрецы интерпретируют, как «не давай плохого совета».


Строго запрещено рекомендовать кому-то работника, партнера по бизнесу или браку, если человек знает, что:


A. Это объективно нехорошо для данного человека, или


B. Это не удовлетворит субъективных запросов (нужд и вкусов) обеих сторон.


Не только жестоко ставить людей в неблагоприятные ситуации, неправильно и вовлекать их в отношения, которых они бы не захотели, будь им известны все факты.


Примеры будут рассмотрены далее.


"Сефер Шмират а-лашон"


Сыновья Кораха


Теилим начинаются с восхваления тех, кто не ввязался в ссору отца.


Сыновья Кораха избежали страшного наказания, которое постигло всех остальных мятежников: их не поглотила земля во время бунта, который поднял их отец.


В разделе «Корах» (гл. 16) мидраш Ялкут Шимони комментирует этот эпизод, опираясь на первый стих Теилим:


«Счастлив человек» (Геилим, 1:1) - это о сынах Кораха. «...который не ходил по совету нечестивых» ־־ которые последовали совету отца, как сказано: «И сказал он (Моше) общине: Отойдите от шатров этих грешников» (Бемидбар, 16:26).


«...и не стоял на пути грешников» - как сказано (о мятежниках): Из совков этих [людей], провинившихся душою своей» (там же, 17:3).


«...и в собрании насмешников не сидел» - это о Корахе, который высмеивал Моше и Аарона.


Мидраш (Ялкут Шимони, 752) описывает, как сыновья Кораха оказались перед выбором и сделали его правильно.


Братья сидели дома с отцом, когда вошел Моше. Один сказал другому: «Что делать? Встать перед Моше - проявить неуважение к отцу, а мы обязаны почитать отца и мать. Не встать - нарушить заповедь вставать перед мудрецом». И братья решили встать в знак уважения к Моше. За этот поступок они были спасены, потому что именно в этот момент в их сердце родилась мысль о раскаянии. О них сказал царь Давид: «Чувствует сердце мое добро» (Теилим, 45:2).