Выжимание лимонов в шаббат (часть 3)
Второе объяснение, предложенное автором «Бейт Йосеф»: «Или, быть может, запрещено выжимать сок отдельно, чтобы потом смешать с водой или напитком, но если обычно сразу смешивают с другим напитком, то это разрешено». Это более устрожающий вариант объяснения: если бы сначала выжимали сок, а потом добавляли его в воду, то это было бы запрещено, поскольку возникает этап, на котором путем выжимания создается самостоятельно существующая жидкость, даже если потом она используется в смеси с чем-то, это уже не имеет значения, ведь главное — тот самый первый этап: в Египте лимонный сок выжимают прямо в воду, поэтому это разрешено. Т.е. «Бейт Йосеф» сомневается, и это очень важно понять: есть прецедент — обычай в Египте, который может помочь тем, кто выжимает лимон в воду, однако разрешить выжимать лимонный сок как таковой, не в воду, на основании этого прецедента — невозможно. Мнения авторов «Хаей Адам» и «Мишна Брура» Известный законоучитель рав Авраам Данциг («Хаей Адам»), живший в Вильно 200 лет назад, тоже поднимал этот вопрос. Тут следует упомянуть, что в «Шул-хан Арухе» в главе 320 есть маленький пункт: «Можно выжимать лимон». Так вот, согласно пониманию «Хаей Адам», «Шулхан Арух» разрешает выжимать лимоны в воду, чтобы пить с сахаром. В самом «Шулхан Арухе» нет этих тонкостей, выжимание в воду не упоминается, но изучая все то, что приводит «Бейт Йосеф», мы увидим, что «Шулхан Арух» подразумевает тот самый обычай в Египте, ставший прецедентом для выжимания лимонного сока. «Хаей Адам» считает, что речь идет о лимонаде, потому что лимонный сок сам по себе не пьют. Дальше он делает важную поправку, что все это было актуально во времена «Шулхан Аруха». Здесь просматривается важная идея о том, что алаха меняется в соответствии с реалиями. Этого принципа и придерживается автор «Хаей Адам»: он пишет, что раньше лимоны выжимали только для того, чтобы придать вкус мясу и другим блюдам, но в его время (т.е. 200 лет назад), когда известно, что лимонным соком наполняют бочки чтобы делать пунш, а так же повсеместно выжимают лимон для того чтобы пить пунш, необходимо глубокое и детальное разбирательство, можно ли это делать в Шабат. «Хаей Адам» находит необходимым подчеркнуть отличие в употреблении лимонного сока во времена «Шулхан Аруха» и в его время, потому что в этом отличии кроется причина его сомнений, можно ли выжимать лимон так, как это делали раньше. До сих пор мы могли видеть, что, говоря о выжимании лимонов, все законоучители, которые запрещали это делать, приравнивали данное действие к выжиманию шелковицы и граната, т.е. классифицировали как запрет «де-рабанан», и никто не думал, что лимон можно «поднять» до уровня маслин и винограда, запрет на от-жим которых — «де-орайта». Именно это сделал «Хаей Адам», который «поднял» лимон на высшую ступнь субботних запретов: согласно его точке зрения, все приводившиеся до сих пор облегчающие объяснения и условия могут относиться только к запрету мудрецов. Но в случае запрета Торы нет никакой возможности облегчать на основе различий между целями, ситуациями и т.д. Поэтому «Хаей Адам» утверждает, что выжимать лимон в Шабат в любом случае нельзя — это «мелаха». На каком основании он делает такое заключение? На основании того, что в мире выжимается очень много лимонного сока для изготовления пунша (или лимонада). А поскольку это приобрело промышленные масштабы, то это и стало определяющим моментом в решении «Хаей Адам». Многим это должно помешать, потому что в их сознании именно маслины и виноград занимают особое место: выжимаемая из них жидкость имеет особый статус — это два из семи видов алахических «напитков». Получается, что лимонный сок тоже станет одним из этих «напитков»? И перед окунанием в него какой-либо еды необходимо будет совершать установленное алахой омовение рук? И впоследствии этот принцип может расшириться и на другие соки, например, на апельсиновый. А поскольку сегодня выжимается все, то все выжатые жидкости приобретают статус «машке де-орайта» («напитка» по Торе). И это имеет влияние на многие законы, не только на законы Шабата. Хафец Хаим в «Мишне Бруре», комментируя этот маленький пункт, разрешающий выжимать лимоны в Шабат, пишет так: «Можно выжимать лимоны, и даже в напитки, несмотря на то, что принято их выжимать в будни, т.к. их отжимают не для сока, а только для придания вкуса еде, они [т. е. их закон], как остальные фрукты [которые, можно выжимать], ([то, что говорит Рош)], и даже если принято их выжимать в будни в воду с сахаром, чтобы пить для удовольствия, все равно в мире принято облегчать и делать это в Шабат [как “Бейт Йосеф”], и, может быть это из-за того, что не запрещенно, а только, когда принято пить сок такого фрукта, даже не смешивая с другими напитками, или же из за того что не запрещенно, а только когда выжимают его жидкость отдельно, а затем смешивают с другими напитками. Но если обычай — выжимать его жидкость в другой напиток, то разрешается [как “Бейт Йосеф”]. И поэтому в наше время [т.е. в начале XX века — позже, чем “Хаей Адам”], когда известно, что в некоторых местах наполняют бочки лимонным соком чтобы пить его с пуншем, необходимо глубокое изучение [вопроса], можно ли их выжимать в Шабат в напиток. Потому что, возможно, тут есть сходство с шелковицей и гранатом6, и из-за того, что обычно выжимают в отдельную посуду, нужно быть осторожными, выжимать сначала на сахар». «Хаей Адам» тоже пишет, что единственный разрешенный способ выжимания лимонов в Шабат — это отжать лимон на сахар, а потом этот сахар с лимонным вкусом добавить в воду. Но на самом деле, сам «Хаей Адам» недоволен собственным советом, считая его весьма проблематичным. Ведь конечная цель — это получение жидкости, а отжим — лишь промежуточный этап. А поскольку по его мнению это все «де-орайта», то он говорит, что лучше так не делать. «Мишна Брура» в этом облегчает, считая отжим на сахар замечательной идеей. Почему? Потому что Хафец Хаим не готов поднять лимон на уровень «де-орайта», как маслины и виноград. «Мишна Брура» расширяет закон в соответствии с изменениями реальности, но исключительно в том, что касается запретов мудрецов: они запретили нам выжимать плоды, которые напоминают запрет «де-орайта», а таковым на сегодняшний день является именно лимон. Человек, увидев, что выжимают лимон, может забыться и станет выжимать виноград. Аналогичным образом, если бы во времена мудрецов разрешили выжимать гранат, люди провели бы аналогию и стали выжимать виноград. Но запрет самой Торы — неприкосновенен, это идеал, эталон, не поддающийся никаким изменениям: он установлен еще со времен Синайского Откровения и никак не связан и не может быть связан ни с какими изменениями реальности. А у «Хаей Адам» был совершенно другой подход: законы «де-орайта» тоже расширяются или сужаются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.
Из журнала «Мир Торы»