Недельная глава «Балак»

Как известно из предыдущей главы, Моав (государство, находившееся на территории современной Иордании) не позволил евреям пройти по его территории. В этой главе рассказывается, что Балак, ставший царем Моава после гибели Сихона, увидел, как успешно продвигаются и воюют с другими народами евреи, и испугался. Он попытался ослабить их проклятием и обратился с просьбой об этом к пророку Биламу. Проклятие не удается. Евреи благополучно стоят станом напротив Йерихо, и Балак, по совету Билама, начинает соблазнять их дочерьми Моава. Вмешательство Пинхаса расстраивает планы Балака и спасает евреев от гнева Всевышнего.


"Преступник, исполнявший приказы"


Раввин Бенцион Зильбер


Пророк и колдун Билам, который по просьбе царя Балака должен был проклясть народ Израиля, был человеком незаурядным и неоднозначным. По словам наших мудрецов, он обладал уровнем пророчества, сопоставимым с тем, что был у самого Моше рабейну. Однако Талмуд дает Биламу крайне отрицательную характеристику, называя колдуна Билам а-раша, «злодей Билам». А в Мишне в трактате «Санхедрин» написано, что Билам — один из нескольких людей, у которых нет доли в будущем мире.

Чем вызвано такое отношение к Биламу? Казалось бы, речь идет о человеке, который готов безукоризненно исполнять приказы Творца, как сказано: «Если даст мне Балак полный дом свой серебра и золота, не смогу преступить слова Господа, Б-га моего...» (Бемидбар, 22:18).

Именно в этом и заключается вся проблематичность натуры Билама — могущественный колдун готов слепо исполнять приказы Всевышнего, однако на желания Всевышнего он не обращает ни малейшего внимания. Билам знал, что Творец любит еврейский народ и хочет благословить его. Однако он упорно искал пути для того, чтобы обойти желания Всевышнего и проклясть евреев. Проще говоря, Билам был преступником, который исполнял только лишь официальные приказы.

Есть много уровней следования воле Б-га. Билам нарушал Его волю. А на одном из самых высших уровней находятся люди, которые попадают под определение благочестивых.

Рабби Моше-Хаим Луццато в 18-й главе книги «Пути праведных» пишет, что благочестивый — это тот, кто не ограничивается исполнением «...очевидных обязанностей, возложенных на весь народ Израиля целиком. Такой человек будет вести себя подобно сыну, который любит своего отца».

Представим себе, что отец пришел с улицы и сказал: «Ой, мне холодно». Любящий сын включит отопление, приготовит чай, принесет теплый плед. Без дополнительных слов и просьб он сам поймет, что нужно отцу.

Продолжим цитату из книги рабби Луццато. Благочестивый «...не скажет: «Хватит с меня того, что сказано буквально!» Или «Отделаюсь тем, что точно и несомненно возложено на меня!» Напротив, он скажет: «Поскольку я понял и вижу, что нечто желанно Творцу, благословенно имя Его, я должен умножить свои усилия в этом и расширить делаемое мной во всех аспектах, всюду, где я только смогу понять, что желанно Ему».

Пусть же Всевышний поможет всем нам достичь такого духовного уровня, при котором желание понять, прочувствовать и выполнить волю Творца будет основной целью нашей жизни.


------------------------------------------------------------------------------------------


«Балак»


Проверено равом Бен-Ционом Зильбером


Материалы рассылки за 5766 год.


Итак, евреи обошли стороной Моав, который не позволил им пройти по своей территории, затем одержали победу в двух сражениях: с царем Эмори Сихоном и с царем Башана Огом — и встали станом напротив Иерихо, у границ Эрец-Исраэль.

В нынешней недельной главе говорится, что Балак, новый царь Моава, пришедший на трон уже после этих двух побед израильтян, испугался их мощи. Он призвал пророка Билама (Валаама в русском прочтении; отсюда — Валаамова ослица) проклясть Израиль и тем ослабить его. Собираясь проклясть евреев, Билам неожиданно для самого себя, против воли благословляет их.

Билам советует Балаку повредить евреям, соблазняя их девушками Моава. Благодаря мужеству и решительности Пинхаса, внука Аарона, эти планы расстроены и гнев Всевышнего отвращен от народа Израиля.

ЖИТЬ ВРАЗРЕЗ С СОБСТВЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ ЖИЗНИ

В главе привлекает к себе внимание личность Билама. Мой глубоко почитаемый учитель и наставник рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, не раз в своих беседах с ешиботниками предлагал нам поразмыслить о Биламе, человеке масштабном и незаурядном.

С одной стороны, уровень духовного понимания мироздания у Билама необыкновенно высок: ему ясны основы мира, ему видна связь между Всевышним и еврейским народом, наконец, он обладает даром пророчества, сравнимым с даром пророка Моше, о котором сказано: «И не было более в Израиле пророка, подобного Моше» (Дварим, 34:10). В Израиле, говорит мидраш, не было, а у других народов был, и это Билам. То есть — никого из величайших еврейских пророков нельзя сопоставить с Моше, а Билама — можно!

Сказано в Поучениях отцов (Пиркей авот, 5:22), что существуют три положительных человеческих качества и три противоположных им отрицательных качества, которые определяют духовную судьбу человека. Положительные качества — «добрый глаз (отсутствие зависти), смиренный дух (скромность) и скромная душа (отсутствие жажды удовольствий)». Отрицательные качества — «злой глаз, высокомерный дух и алчная душа». От этих трех качеств происходят соответственно все вообще положительные и отрицательные качества людей. «Каждый, кто обладает тремя положительными душевными свойствами, — из учеников праотца нашего Авраама, а тремя отрицательными качествами — из учеников злодея Билама», — говорится в этом отрывке. Эти отрицательные качества приводят к тому, что ученики злодея Билама превращают в ад для себя и для других материальные блага этого мира и оказываются в аду в мире грядущем.

Талмуд, в свою очередь, утверждает, что житейское поведение Билама было гнусным, т.е. что он вполне заслуживает названия злодея.

Невероятно. Как возможно сочетание в одном и том же человеке столь противоречивых начал? Если человек нормален и знает, к чему приводят те или иные поступки, за что его ждет награда и за что — наказание, знает, что от суда Небес нельзя уклониться, то как он ухитряется действовать вразрез с этим знанием? Как он не лишается рассудка от столь противоположных устремлений?

Отвечает рав Хаим Шмулевич: это не разные устремления, а теоретическое знание и жизненная практика. И теория совсем не обязательно и далеко не у каждого человека определяет его практику. Человек способен преспокойно оградить свою практику от своей теории, если так ему удобнее, привычнее или приятнее. В перерыве лекции о вреде курения лектор, знаток проблемы, с удовольствием закуривает за сценой.

Знание о жизни и поступок не связаны механически. Для того, чтобы их гармонизировать, надо, как говорит Тора, «обратить сердце», совершить сознательное усилие, т.е. подумать, решить, какой поступок будет хорошим и правильным, и совершить его.

Рав Шмулевич, приводя примеры, предпочитал обращаться к эпизодам из Торы. При рассечении Красного моря, говорил он, последняя служанка видела больше, чем пророк Иехезкель бен-Бузи (известное утверждение мидраша). Так кто из них духовно выше, спрашивал он. И ждал нашего ответа. А потом отвечал: понятно, пророк Иехезкель. Да, служанка видела, т.е. знала больше. Она получила это готовое знание в подарок. Но подарок приходит и уходит, а то, чего пророк достиг трудом, поднимаясь к духовным высотам ступень за ступенью, остается с ним.

Общеизвестно, что во время Шестидневной войны в ходе боев происходили чудесные спасения и повороты событий. Об этом рассказывали солдаты, которые видели это своими глазами, которых спасло чудо. Но не все из видевших эти чудеса своими глазами пришли к соблюдению Торы. Кто-то — да, а кто-то — нет.

На поразительное противоречие между знанием и поступком указывал рав Шмулевич и в таком примере. Всевышний велел Моше объявить Египту о том, что в такое-то время на него обрушится очередной удар — град. Все, кто останется в поле: и скот, и люди — погибнут. Надо убрать и скот, и людей под крышу. Сказано в Торе: «Тот из рабов Паро, который убоялся слова Г‑спода, загнал своих рабов и свои стада в дома. А кто не обратил своего сердца к слову Г-спода, оставил своих рабов и свой скот в поле» (Шмот, 9:20-21).

Град — седьмая по счету египетская казнь. Все предсказания Моше исполнялись со стопроцентной вероятностью, в чем египтяне убедились на опыте шести предыдущих казней. Руководству свойственно принимать предосторожности ради населения даже в ситуациях с меньшей степенью вероятности: вспомните очереди за противогазами накануне иракских обстрелов! Человеку свойственно заботиться о своем имуществе. Рабу хочется сохранить свою жизнь. Как же получилось, что кто-то остался на улице? Почему? Потому что не «обратил сердце» к этим словам.

Оказывается, знать — недостаточно. Чтобы жить в соответствии с тем, что знаешь, надо «обратить сердце» к этому знанию.