Новая статья р. М.М.Гитика
Новая статья р. М.М.Гитика
Недельные главы Торы. Пинхас
Нелишнесть слов Торы
«Пинхас, сын Эльазара, сына Аґарона коґена,
отвратил гнев Мой от детей Израиля,
возревновав ревностью Моей внутри их»
(Бе-мидбар, 25:11)
Подозрение на «лишнесть» падает на, вроде бы, несущие информацию, слова «внутри их». Попробуем с помощью Савраньского ребе объяснить «подобное подобным». Выражение «внутри их» появляется в главе «Корах»: «двенадцать посохов и посох Аґарона внутри их посохов» (17:22). РаШИ объясняет «внутренность» посоха Аґарона, как его невыделенность. Но тогда, уместнее было бы выражение «между ними»?! Савраньский ребе опирается в своем ответе на строку, завершающую этот сюжет: «и они увидели, и взяли каждый свой посох» (17:24). Что, простите, «увидели»? Увидели, что их посохи тоже изменились в лучшую (живую) сторону – приобрели «цветущий вид»!
Так же, как и «буду Я обитать внутри их» (Шмот). «Внутри их» означает влияние, духовное «давление изнутри».
А теперь, смысл сказанного о Пинхасе: «ревностью Моей внутри их». Пинхас, сын Эльазара «заразил» ревностью Вс-вышнего всех детей Израиля!
В качестве интеллектуального поощрения у нас появляется возможность понять мидраш: «учил раби Шимон бен Эльазар: «всякая мицва, за которую Израиль был готов отдать жизнь, когда власть запрещала ее исполнение, как, например, чужая работа и обрезание – до сих пор мицва в руках их»» (Трактат «Шабат» 130:1).
Вопрос: а где, простите, нам известно, что евреи жертвовали собой за соблюдение этих двух мицвот, и почему именно эти две мицвы?
Говорит Савраньский ребе, что Пинхас был тем, кто не пожалел своей жизни ради исполнения двух этих мицвот. Ведь в истории с мидьятянками нанесли евреи удар по своему Союзу обрезания, а сопутствовало этому удару поклонение Бааль Пеору. А Пинхас «заразил» евреев ревностью Вс-вышнего – готовностью пожертвовать жизнью ради соблюдения этих мицвот!
http://mmgitik.com/index/nelishnest_slov_tory/0-656