613 заповедей


Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 126 -130

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ — Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 126 -130


Заповеди, связанные с жертвой Песах и мясом жертвенных животных


129-я заповедь – запрещение есть пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. И об этом речение Ашема о роженице: “И тридцать три дня... ни к чему священному не должна прикасаться и не входить в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения” (Ваикра 12:4). И сказано в Сифре (Тазриа): “Как тот, кто вступает в Святилище в состоянии ритуальной нечистоты, карается “отсечением души” (НД 77), так и тот, кто ест пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, также карается “отсечением души”.

Этот запрет мудрецы выводят из вышеприведенных слов Торы: “...не должна прикасаться”. Разъясняется в трактате Макот (14б): “В Торе указано, какому наказанию подлежит тот, кто вкушал от святынь, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, ведь написано: “Если кто-нибудь будет есть мясо животного, принесенного в мирную жертву Ашему, будучи при этом нечистым, отсечется его душа от его народа” (Ваикра 7:20). Но откуда известно, что это запрещено? Из слов Торы: “...ни к чему священному не должна прикасаться”.

И там же сказано: “...Ни к чему священному не должна прикасаться” – запрет есть пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. Но, может быть, это запрет именно “прикасаться” к освященной пище? Тора говорит: “...Ни к чему священному не должна прикасаться и не входить в Святилище ”. Сказано так, чтобы сопоставить вкушение святынь с вступлением в Святилище: и вступление в Святилище, и вкушение святынь в состоянии ритуальной нечистоты карается “отсечением души”; но разве где-либо в Торе указано, что прикосновение к святыням тоже карается каретом? Отсюда можно заключить, что в приведенном стихе речь идет именно о вкушении святынь, а не просто о прикосновении к ним. Но Тора выражает этот запрет есть святыни с помощью слов “...не должна прикасаться”, для того чтобы указать: прикосновение к святыням в состоянии ритуальной нечистоты тоже запрещено (и оно карается бичеванием)”.

Из приведенных речений ясно, что евший пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, карается “отсечением души” – в том случае, если он нарушил запрет намеренно. А тот, кто неумышленно нарушил запрет, приносит жертвоприношение, зависящее от достатка согрешившего, как мы упоминали, комментируя 72-ю заповедь “Делай”.

Законы, связанные с выполнением этой (129-ой) заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим (106а,108а).


Сто тридцатая заповедь – запрещение есть мясо жертвенных животных, ставшее ритуально нечистым. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Мясо же, которое прикоснется к чему-нибудь нечистому, нельзя есть” (Ваикра 7:19). А тот, кто преступил запрет и ел подобное мясо, карается бичеванием.

В Тосефте к трактату Зевахим (5:6) сказано, что “ритуально чистый человек, вкушавший ритуально нечистое мясо жертвы, наказывается 39-ю ударами плетью”. И во второй главе трактата Песахим (24а) разъяснено: “Тот, кто, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, вкушал мясо святынь, карается “отсечением души”; а тот, кто, будучи чистым сам, вкушал ритуально нечистое мясо жертв, карается бичеванием”.


https://toldot.ru/tora/articles/articles_1683.html