День 132. Рехилут в попытке избежать рехилут13 швата -14 ава"Сефер Хафец хаим"Рехилут в попытке избежать рехилутЗапрещено говорить: «Лучше я не стану передавать тебе слова такого-то...» - ведь это подразумевает, что слова эти были нелестными. Рассказчик, который пытается так честно - хоть и наивно - избежать рехилут, нарушает при этом одно из установлений раввинов - авак рехилут. Если же он произнес эту фразу намеренно, тогда его слова - настоящий рехилут, и он нарушил запрет Торы."Сефер Шмират а-лашон"Насмешки над ближнимНасмешники - одна из четырех категорий людей, которые не удостоятся Шхины.Одна из главных причин лашон а-ра - лейцанут, насмешливость. Многие, к сожалению, любят посмеяться над другими людьми и предпочитают компанию себе подобных. Они привычно смеются над теми, кто не принадлежит к их кругу, и говорят о них плохо.Человек, который стремится очистить свою душу, должен осознать греховность такого поведения.Наши мудрецы учат, что насмешники - одна из четырех категорий людей, которые не удостоятся Б-жественного Присутствия (Сота, 42а). Кроме греха, который насмешник совершает словом, на него ложится вина за то, что он вовлекает в этот грех слушателей. А, как известно, побуждать других к греху - ужасное преступление, которое лишает преступника Небесной поддержки в раскаянии (Авот, 5:18).Помимо всего, пустая болтовня, даже без насмешек, - это трата драгоценного времени, которое можно посвятить изучению Торы и обретению Будущего мира. По одному из содержащихся в Талмуде мнений, стих Торы «Ибо слово Г-спода он презрел» (Бемидбар, 15:31) относится к человеку, который не использует возможность учить Тору.Стыдно и недостойно часами сидеть в компании насмешников! И если человек устранится от этого, уйдет от запрещенных речей, то он удостоится вечной жизни, как сказано в мидраше: каждый миг, когда человек уходит от запретного, он удостаивается скрытого света, недоступного даже ангелу.