Сила карандаша


Рав Довид Росмэн


На прошлой неделе меня поразила работа талантливого педагога. Когда я вечером вернулся с работы домой, моя десятилетняя дочь взволнованно показала мне свой табель за первое учебное полугодие. В основном, отметки свидетельствовали о том, что она очень организована. Работа в классе на уроках, самостоятельная работа с учебниками дома, выполнение заданий удостоились высшего балла А. Почти все дисциплины по отдельности были оценены высокими положительными оценками. Но был один предмет, рядом с которым стоял минус.


«Посмотри, папа, - сказала дочь, - учительница поставила минус карандашом. Потому что она знает, что на самом деле я могу быть гораздо аккуратнее. Если мне удастся улучшить свои результаты в течение следующего полугодия, она пообещала стереть этот минус».


Я был поражен тем, как умело и умно учительница создает мотивацию у ребенка.

Пытаясь мотивировать наших детей и учеников, мы часто используем внешние средства. Например, мы говорим ребенку, что если он добьется лучшего результата, мы поведем его покупать игрушки, или в какое-то место со вкусной едой, о котором он давно мечтает. Этот метод часто работает, но есть гораздо более правильный, основообразующий и эффективный способ активизировать и мотивировать так, чтобы человек (в том числе и юный, и даже маленький ребенок) захотел измениться в хорошую сторону. Ему нужно показать, что вы уверены в его возможностях, уверены в том, что он может больше и лучше.


Вместо того, чтобы огорчиться, что отрицательная оценка портит великолепную картину ее успеваемости, моя дочь была в восторге от возможности продемонстрировать своей учительнице «настоящую» себя. Она позвонила своим бабушкам и дедушкам, чтобы сказать им об этом. Она получила кредит доверия, позволяющий ей расти и меняться к лучшему.

Когда родитель или учитель влияет на ребенка таким образом, он укрепляет доверие между собой и ребенком, создает прочную основу их отношений и позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, а значит, дает возможность смело раскрывать свои чувства, делиться переживаниями. Такой взрослый не отчужден от ребенка, ребенок открыт его советам и влиянию.


Признание за ребенком его внутреннего величия дает ему силу преодолевать трудности, дает уверенность в том, что если стремиться к чему-то, то этого можно достичь. Ведь его потенциал виден другим людям, значит, он есть!

Наконец, никто не может должным образом влиять на кого-то, изменять кого-то, если он не верит в этого человека. Если не думать, что человек может измениться, то нет нужды советовать ему что-то, в чем-то поддерживать, что-то в него вкладывать.


Нет нужды пытаться помочь! Не верящий в возможности другого не сможет делиться с ним своим опытом с той же убежденностью, энтузиазмом и страстью, как если бы он в него верил.


В Песне Песней сказано: «Вся ты прекрасна, моя возлюбленная, и нет в тебе изъяна» (4:7). Рав Моше Кордоверо, в его каббалистической работе Томер Двора (1:6) пишет, что несмотря на все ошибки, которые допускал и допускает еврейский народ, Б-г не рассматривает их как проявление нашей сущности. Напротив, Он считает их поверхностными и проставляет любой минус карандашом, показывая тем самым, что верит в нашу способность сделать лучше и все исправить. Он дает нам возможность этот минус удалить.


При любом типе отношений, пишет рав Кордоверо, мы должны действовать благожелательно и смотреть на каждого человека так, как будто он изначально чист. Поступая таким образом, мы помогаем человеку подниматься до максимальной высоты, чтобы использовать весь свой потенциал.

Это так же просто, как пользоваться карандашом, а не пером.