Искусство компромисса

Лев Кацин




«Don’t wist time, see it my way!» («Не трать попусту время, делай по-моему!» — дословно: «смотри моим путем») — предупреждал плакат, висевший над креслом хозяина компании.


Возможно, босс хотел рассмешить посетителей, однако его подчиненным было не до смеха. «My way or highway!» («Моим путем или скатертью дорога!») — с горечью произнес один из них, когда хозяин вышел из комнаты. Сотрудники чувствовали, что босс не уважает их, не прислушивается к их мнению. Униженные и подавленные подчиненные вряд ли будут проявлять творческую инициативу, болеть за дело босса, как за свое собственное…

– Никогда не стремись к полной победе, — советовал мне преуспевающий американский бизнесмен Ицхак Грос. — Если, например, вынудишь партнера дать тебе самую низкую цену, то он почувствует, что потерпел поражение, и обидится. Гораздо важнее уметь уступать и добиваться компромисса так, чтобы обе стороны ощутили, что одержали победу…

Не только дипломатия, но и сама жизнь, — это искусство компромисса. В деловых и семейных отношениях необходимо проявлять гибкость. (Хотя и сама гибкость тоже должна быть «гибкой»: в определенных ситуациях нужно проявлять непреклонность.) Муж, например, может заставить жену подчиняться его вкусам и капризам, однако это не будет способствовать уважению и любви к супругу. Родители могут заставить детей подчиняться им, но это лишь приведет к раздражению и внутреннему протесту, а со временем даже к взрыву непослушания.

Тот, кто умеет уступать, прежде всего, проявляет этим уважение к окружающим и сам заслуживает уважения. Как говорили мудрецы Талмуда: «Кто уважаем? Тот, кто уважает других!» (Поучения отцов, 4:1).

«Так что же, это бизнес-сделка: “ты мне — я тебе”?» — удивится читатель. Человек не может поделиться с другими тем, чего нет у него самого, объясняет Магараль из Праги. Тот, кто не испытывает радости, не сможет радовать других. И тот, кто не обладает чувством собственного достоинства, то есть уважением к себе, не сумеет проявить уважение к другим. Если же человек оказывает уважение к окружающим, то это свидетельствует о том, что он уважает себя! Люди же уважают тех, кто уважает себя и ведет себя достойно.

Почему так трудно уступать? Почему многие непременно стремятся добиться «победы» над близкими и коллегами? Не осознавая этого, они унижают других, чтобы возвысить себя, компенсируя, таким образом, низкую самооценку. Они не понимают, что нельзя заставить себя уважать: уважение и любовь можно заслужить лишь уважением и любовью!..

Как научиться искусству компромисса? Для этого нужно преодолеть внутренний страх: если я уступлю, то меня не будут уважать, и для всех станет очевидна моя слабость! Нет, уступка — это проявление не слабости, а силы! Чтобы уступить, проявляя уважение к другу, необходимо в первую очередь научиться уважать себя!

Знаете ли вы, что в случае конфликта евреи должны обращаться в еврейский суд? Если евреи пытаются разрешить свои проблемы на основе римского, турецкого или английского законодательств, то этим они выражают пренебрежение к своим еврейским законам. Даже в случае победы в таком суде выигранная компенсация — грабеж (если только по закону Торы не было бы вынесено то же решение). Если еврей отказывается идти в еврейский суд, то существует возможность обратиться в нееврейский, предварительно обсудив это с раввином.

Есть и еще одна причина, почему евреям нельзя обращаться в нееврейский суд, писал рав Пам. Лишь в соответствии с еврейским законом судьи будут стремиться к достижению компромисса.

«Судей и надсмотрщиков поставь себе… чтобы судили народ судом праведным» (Дварим, 16:18).

Суд праведный — это не только суд истины, но и мира.

«Так сказал Всевышний: и назван будет Иерусалим городом истины… По справедливости мира судите во вратах ваших» (Захария, 8:3–16).

Что означают слова «справедливость мира»? Судьи обязаны вершить справедливость таким образом, чтобы установить мир, добиваясь компромисса между спорящими сторонами, говорят мудрецы Талмуда (Сангедрин, 6). Суд должен всегда стремиться к достижению компромисса, писал рабби Йосеф Каро в своде еврейских законов «Шулхат Арух» (Хошен Мишпат, 12:2).

Любопытно, что в США многие нееврейские компании зачастую обращаются в еврейский суд, зная, что раввины помогут им в достижении компромисса, одновременно экономя время и судебные издержки.

«Но если судья знает, что человек может по закону получить деньги, то выходит, что компромисс ущемляет его права, являясь нарушением справедливости? — спрашивает рав Йоше Волк в книге «Меират Эйнаим». — Нет, в интересах победившей стороны не только получить все деньги, но и, уступив оппоненту, добиться мира!»