Законы раскаяния. Глава 4Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Законы раскаяния», темы: Тшува, Йом Кипур, Грех, Раскаяние, РамбамЕсть ли у меня возможность раскаяться?
Грехи, которые препятствуют раскаянию
Глава 3
§1. Двадцать четыре греха препятствуют раскаянию; четыре из них — великие грехи, и тому, кто совершил один из них, Святой Творец, благословен Он, не предоставляет возможности раскаяться — в наказание за великий грех. Сюда относятся: а) тот, кто ввел в грех многих людей — в частности, помешавший им выполнить предписывающую заповедь; б) совращающий ближнего с праведного пути — как, например, тот, кто призывает к идолопоклонству; в) видящий, что сын его идет дурным путем, и не препятствующий ему в этом. Ведь сын находится во власти отца, и если бы отец противодействовал дурным поступкам сына, тот бы больше не совершил их; следовательно, [отец, который не делает этого], как бы вводит сына в грех. То же относится ко всякому, кто мог отвратить от греха одного человека или многих людей, но не сделал втого и позволил им грешить; г) тот, кто говорит: «Согрешу — а потом раскаюсь»; сюда относится и говорящий: «Согрешу — а Йом-Кипур искупит».
§2. Пять грехов воздвигают препятствия на пути к раскаянию для тех, кто совершил их. К этим людям относятся: а) отделяющий себя от народа — ибо когда община раскается в своих грехах, его не будет с ней, и в будущих ее заслугах у него не будет доли; б) тот, кто не признает слов мудрецов — это заставляет его обособиться от них, и некому наставить его на путь раскаяния; в) тот, кто пренебрегает заповедями — так как они презренны в его глазах, он не стремится исполнить их, а если он не будет исполнять их, как же он удостоится [раскаяния]?; г) проявляющий неуважение к своим учителям — это заставляет их удалить его от себя, как были удалены Йешуа и Гейхази; в отдалении же от мудрецов он не найдет учителя, который наставил бы его на путь истины; д) тот, кто не терпит укоров — он закрывает для себя путь к раскаянию, ибо обличение грехов побуждает совершившего их к раскаянию. Когда человеку указывают на его проступки и стыдят его — он раскаивается в них. Так написано в Торе (о том, как Всевышний обличал Израиль): «Помни, не забывай, как гневил ты Господа…» (Дварим, 9:7); «Непокорны вы были…» (Дварим, 9:7); «И не дал вам Господь сердца разумного» (Дварим, 29:3); «Народ неблагодарный и неразумный» (Дварим, 32:6). Так Йешаягу обличал евреев, говоря: «О, грешный народ!» (Йешаягу, 1:4); «Знает бык хозяина своего, [Израиль же не знает]» (Йешаяhу, 1:3); «Ибо знаю Я, что упрям ты, шея твоя — железо, лоб твой — медь» (Йешаягу, 48:4); «И так повелел ему Бог обличать грешников, как сказано: “Кричи во весь голос, не переставая, [поведай народу Моему о грехах их]”» (Йешаягу, 58:1). Так и все пророки обличали Израиль, пока он не раскаялся. Поэтому каждой общине Израиля следует избрать для себя человека мудрого, преклонных лет, благочестивого с детства и всеми любимого, чтобы он обличал грешников и призывал их к раскаянию. Но тот, кто не терпит, когда его обличают, не придет к этому мудрецу, не станет слушать его и не раскается в своих грехах, ибо в его глазах они — достойные деяния.
https://toldot.ru/tora/articles/articles_499.html