Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18— Еврей должен находиться в окружении мудрецов1:18Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».משנה יח רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶת וְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:
Требование рабана Гамлиэля сделать себе учителя отличается от похожего требования Йеошуа бен Перахьи. Тот говорил о необходимости слушать учителя, чтобы всегда следовать его указаниям и тем самым избежать греха. А рабан Гамлиэль предлагает человеку сделать себе учителя, даже если он вообще не собирается полагаться на его мнение. Тем не менее, говорит он, у тебя должен быть учитель, чтобы твоя Тора была истинной, — это подробно разъяснялось выше.С этой точки зрения понятным становится порядок наставлений рабана Гамлиэля и его сына рабана Шимона. Рабан Гамлиэль сказал: Сделай себе учителя, и избавься от сомнения, и поменьше отделяй десятину на глаз. На первый взгляд, третье требование не имеет связи с двумя предыдущими. Но на самом деле эти три наставления расположены в строгом порядке. Указание сделать себе учителя относится к истинному разуму, разуму Торы, который еще называется «чистым разумом». После этого нужно избавиться от сомнения, и это относится к человеческому разуму. В этой области, то есть, в области поступков, направляемых разумом, тоже следует избавиться от всех возможных сомнений. И, наконец, человек должен поменьше отделять десятину на глаз, и это относится к (той части разума, что ведает) расчетами и воображением. Ведь именно эта часть ответственна за приблизительные оценки, при которых человек определяет нечто «на глаз»! И мишна говорит, что, когда приходится задействовать эту область, это тоже следует делать так, чтобы не возникало сомнений.Таким образом, рабан Гамлиэль говорит о человеке как о существе, наделенном разумом, и требует, чтобы все его поведение было таким, какое подобает разумному человеку. И это наставление совсем не похоже на предшествующие, в которых говорилось о вещах обязательных. И то же самое относится к словам рабана Шимона, который не нашел для тела ничего лучше молчания. Принцип, которому мишна здесь следует, таков. Вначале пары передали полное наставление в том, что человеку совершенно необходимо знать, ибо оно касается любви к Б-гу и трепета перед Ним. А после того, как пары, то есть, отцов-(основателей) мира, (сменило следующее поколение), рабан Гамлиэль и его сын рабан Шимон научили человека, как ему достигнуть совершенства именно в качестве человека, то есть, (разъяснили), (каким) человеку подобает быть (и как поступать).