Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18— Еврей должен находиться в окружении мудрецов1:18Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».משנה יח רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶתוְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:
Выше уже говорилось, что наставление, переданное каждым из мудрецов, соответствует его собственной природе. Чем раньше жил мудрец, тем более и более основополагающих материй касалось его наставление в любви и трепете. (Затем) каждая следующая пара добавляла что-то к словам предыдущей. И только когда пары завершили свое наставление, рабан Гамлиэль решил научить человека, как достичь полного совершенства, доступного разумному существу. Поэтому он перечислил те три области, в которых человек проявляет свой разум, как уже разъяснялось; и ни одна из них не связана с любовью или трепетом. А рабан Шимон научил человека правильному поведению в соответствии с его телесной природой. Он тоже намеревался только лишь привести к совершенству самого человека, (вне его отношений с Б-гом), поэтому его слова и слова рабана Гамлиэля мишна поставила рядом. И после их слов мишна поместила слова рабана Шимона, сына Гамлиэля, о том, что мир покоится на трех вещах, дабы напомнить, что мир важнее человека, поскольку был сотворен раньше, как мы уже говорили. И по этой же причине вначале Шимон-праведник перечислил три вещи, необходимые для существования мира, а уж затем следующие поколения, принявшие Тору после него, рассказали о том, что необходимо для совершенства человека. Но когда человек достигает высших ступеней совершенства, он уже становится важнейшим, а мир отходит на второй план, уступая человеку первенство. Поэтому после того, как рабан Гамлиэль рассказал о том, как сделать себе учителя и т.д., а рабан Шимон — о том, что для тела нет ничего лучше молчания и т.д., мишна говорит о том, что мир стоит на трех вещах, символизирующих величие человека.И вот что еще тебе нужно понять. Мы говорили, что мужи Великого Собрания первое свое наставление посвятили Торе, ибо она выше мира, а выше нее — только благословенный Б-г. Тора — начало всего мира. За нею следуют те три вещи, на которых стоит мир и без которых он не мог быть сотворен: Тора, служение и добрые дела. Затем — человек, о качествах которого говорит Антигнос, ибо человек — начало и основа мира в том смысле, что весь остальной мир создан ради человека. Поэтому его можно считать самым первым созданием, предшествующим всем другим.