Книга заповедей. Заповеди «делай"Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
89-я заповедь — повеление коэнам съедать мясо священных жертв, а именно, грехоочистительных и повинных жертв, которые имеют статус высшей святости. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И пусть съедят то, чем было совершено искупление» (Шмот 29:33).И говорится в Сифре (Шмини): «Откуда известно, что вкушение коэнами мяса священных жертв служит искуплением всему Израилю? Из того, что Тора говорит (Ваикра 10:16-17): “И разгневался он (Моше) на Элазара и Итамара, оставшихся сынов Аарона, сказав: “Почему не ели вы от этой грехоочистительной жертвы?.. Ведь она — святая святых, ее Он отдал вам, чтобы простить вину общины, для искупления ее перед Ашемом”. Как это происходит? Коэны едят — и народ Израиля получает искупление”.И одно из условий выполнения этой заповеди: заповеданная еда должна совершаться только в сам день жертвоприношения и в последующую ночь, до полуночи, а затем вкушать от этой грехоочистительной или повинной жертвы запрещено. Т.е. вкушение мяса жертвы является заповедью лишь в установленное время.И ясно, что и эта заповедь относится только к коэнам-мужчинам, и не распространяется на женщин, так как женщины не едят от жертв высшей святости — “святая святых”, о которых говорится в приведенном стихе.Однако остальные священные жертвы — т.е. “легкие святыни” (кодашим калим) — можно есть два дня и ночь между ними, за исключением жертвы благодарности и жертвы назира, которые необходимо съесть за день и ночь до полуночи, несмотря на то, что это также “легкие святыни”.Женщины тоже едят эти “легкие святыни”. И вкушение их, и вкушение трумы (Д 126) тоже включено в эту заповедь.Тем не менее, вкушение “легких святынь” и трумы отличается от вкушения мяса грехоочистительной и повинной жертв — ведь со съедением грехоочистительной и повинной жертв завершается искупление согрешившего, как мы разъясняли. И повеление о вкушении мяса жертв дано в Торе именно по отношению к этим жертвам, а не по отношению к “легким святыням” и труме. Вместе с тем, повеление распространяется и на них; и вкушающих их тоже выполняет заповедь.Сказано в Сифри (Корах): “Вам даю Я в дар службу коэнства” (Бемидбар 18:7) — здесь вкушение мяса священных жертв вне Храма приравнено к храмовому служению; и как несущий служение в Храме освящает (т.е. омывает) руки перед служением, так и при вкушении мяса священных жертв вне Храма — сначала освящают руки, а потом вкушают».Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Зевахим.