Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18Маараль из Праги ,— Еврей должен находиться в окружении мудрецов1:18Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».
Поэтому Антигнос позаботился о совершенстве человека, первого творения в мире, так же, как Шимон-праведник позаботился о мире в целом и сделал его совершенным в любви и трепете. И пары, пришедшие после него, тоже стремились усовершенствовать бытие человека, начала и основы мироздания, поскольку оно касается его домочадцев и других людей, связанных с ним, — это уже разъяснялось выше. Все, сказанное в начале этой главы Мишны, направлено к улучшению человека — с самого первого высказывания и до самого последнего. Исполнив все эти наставления, человек обретет окончательное совершенство в любви и трепете: ведь все первые наставления этой мишны — это наставления о любви и трепете, как уже разъяснялось. А затем мишна начала совсем другое наставление, цель которого — сделать совершенным человека самого по себе, вне связи с любовью и трепетом. Этому посвящены изречения рабана Гамлиэля и его сына рабана Шимона, которые научили человека, как сделать совершенными разум и тело, то есть, все, что у человека есть. И мы уже говорили, что тремя вещами, которые перечислил Шимон-праведник, благословенный Б-г освящает первоосновы мира. Ведь все начинается с основы, на которую затем может опереться постройка. А те три вещи, которые перечислены в конце этой главы, — это тоже основы мира, на которых держится его совершенство. Ведь источник этого мира — благословенный Б-г, и, достигнув совершенства, мир возвращается к Нему же. Поэтому ему нужны основы и в начале (творения), и при его завершении. Таким образом, тремя вещами Шимона-праведника мир был связан с благословенным Б-гом в момент сотворения, поэтому на момент сотворения они стали столпами мира. А те вещи, которые перечислил рабан Шимон, сын Гамлиэля, становятся основами мира, когда он приходит к совершенству, поскольку в этот момент мир обретает новую связь с Б-гом, и после достижения совершенства мир существует уже ради них. Ты можешь заметить, что, начиная рассказ о сотворении мира, Тора пишет: «Вначале сотворил Б-г», — то есть, связывает самое начало творения с именем благословенного Б-га. Причина в том, что, как мы уже объясняли, мир исходит от благословенного Б-га и потому его начало связано с Б-гом. Но с Б-гом связано и его завершение, в силу сказанного: «…Который сотворил Б-г, созидая», — и тем самым мир обретает (новую) связь с Б-гом и в момент завершения.