Книга заповедей. Заповеди «делай»: Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Девяностая заповедь – повеление сжигать святыни, ставшие ритуально нечистыми. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Мясо жертвы, которое соприкоснется с чем-то нечистым, не ешь, а сожги в огне” (Ваикра 7:19). И в трактате Шабат (24б-25а), разъясняя, почему нельзя использовать для праздничных свечей масло трумы, ставшее ритуально нечистым, сказали мудрецы: “Отдыхать в йом тов (праздник) – заповедь “делай”; таким образом, отдыхая в праздник, мы выполняем и заповедь “делай”, и заповедь “не делай” (запрет работать в йом тов), и не может другая заповедь “делай” (заповедь сжигания святынь, ставших ритуально нечистыми) оттеснить две заповеди – “делай” и “не делай”. В этом изречении имеется в виду следующее. Поскольку работа в праздник запрещена, то тот, кто работает, преступает и заповедь “делай” – ведь он не выполняет повеление, относящееся к йом тову: “Пусть будет у вас отдых” (Ваикра 23:24), – и заповедь “не делай”, так как нарушает запрет, содержащийся в Его речении (Шмот 12:16): “Никакой работы не должны делать в них” , т.е. в праздники. Но сжигать святыни, ставшие ритуально нечистыми, – только заповедь “делай”, и поэтому-то запрещено сжигать их в праздник, согласно с упомянутым принципом: заповедь “делай” не может оттеснить заповеди “не делай” и “делай (вместе взятые, а только одну заповедь “не делай”). И еще сказали там мудрецы (Шабат 25а): “Сжигать священные жертвы, ставшие ритуально нечистыми, – заповедь; и сжигать масло трумы, ставшие ритуально нечистыми, – та же заповедь”. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в трактате Песахим (82а) и в конце трактата Терума (33б).