Книга заповедей. Заповеди «делай»: 90-100.Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
92-я заповедь – повеление назиру отращивать волосы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Во все дни его обета... на которые он посвятил себя Ашему, быть ему святым, должен он отращивать волосы на своей голове” (Бемидбар 6:5). И сказано в Мехильте: “Быть ему святым” – отращивать волосы в святости; “должен он отращивать” – заповедь “делай”. А откуда мы учим заповедь “не делай”? Из того, что Тора говорит (там же): “Бритва не коснется его головы”. И там же (в Мехильте) сказано: “Так что же остается для заповеди “делай” (т.е. для чего служит это повеление, если достаточно запрета, – ведь если, следуя запрету, назир не будет укорачивать волосы, заповедь “делай” выполнится автоматически)? Заповедь “Делай” необходима для случая, когда назир втирает в голову порошок, выводящий волосы, или другие снадобья”. Т.е. назир, натирающий голову выводящим волосы средством, не преступает заповедь “не делай” – ведь никакой инструмент, подобный бритве, “не касается его головы”. Однако он преступает заповедь “делай”; ведь Писание говорит: “Должен отращивать волосы”, а он не отращивает. А запрет, вытекающий из заповеди “делай”, – по существующему у нас правилу, та же заповедь “делай”. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в соответствующем месте – в трактате Назир (39а).