Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18Маараль из Праги ,— Еврей должен находиться в окружении мудрецов1:18Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».משנה יח רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶת וְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:И другие три столпа, на которых мир стал покоиться в момент завершения, тоже содержатся (непосредственно) в Писании. Стих говорит: «(И завершил всю работу… ибо тогда упокоился от всякой работы…» — и мидраш (Берешит раба 10) объясняет: «Какую же работу Б-г завершил в шабат? Он создал гармонию, покой и отдых», — и это уже разъяснялось выше, во вступлении. Ведь сама суть шабата — мир и совершенство, о чем мы говорим в субботней молитве: «Отдых мира и покоя», — а затем: «…который сотворил Б-г (Элоким)». А это имя соответствует качеству Б-жественного суда, как мы уже объясняли. Таким образом, мы получили второй столп мира. А третий столп — это истина (эмет), и это слово составляют (на Святом языке) последние буквы фразы «…который сотворил Г-сподь, созидая». Другими словами. Б-г запечатлел слово «истина» в последних словах рассказа о сотворении мира.И теперь мы можем объяснить, почему мишна не отметила раби Шимона, сына Гилеля. По-видимому, (составитель мишны) намеревался сделать паузу, отделяющую наставления первых мудрецов от наставлений последних. Ведь все первые мудрецы говорили об одном и том же, а трое последних заговорили совсем о другом! И такой же перерыв сделан между словами рабана Шимона, сына рабана Гамлиэля (Первого), и рабана Шимона, сына Гамлиэля (Второго), поскольку раби Шимон, сын Гамлиэля (Второго), говорит о мире в целом, в отличие от своих предшественников. Поэтому, чтобы обозначить границу между ними, мишна пропустила слова рабана Гамлиэля (Второго) и привела только наставление его сына. Ведь слова мудрецов собраны в определенном порядке, который основан на великой мудрости, раскрытой понимающим.