Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18Маараль из Праги ,— Еврей должен находиться в окружении мудрецов1:18Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».משנה יח רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶת וְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:И теперь мы можем объяснить, почему мишна не отметила раби Шимона, сына Гилеля. По-видимому, (составитель мишны) намеревался сделать паузу, отделяющую наставления первых мудрецов от наставлений последних. Ведь все первые мудрецы говорили об одном и том же, а трое последних заговорили совсем о другом! И такой же перерыв сделан между словами рабана Шимона, сына рабана Гамлиэля (Первого), и рабана Шимона, сына Гамлиэля (Второго), поскольку раби Шимон, сын Гамлиэля (Второго), говорит о мире в целом, в отличие от своих предшественников. Поэтому, чтобы обозначить границу между ними, мишна пропустила слова рабана Гамлиэля (Второго) и привела только наставление его сына. Ведь слова мудрецов собраны в определенном порядке, который основан на великой мудрости, раскрытой понимающим.И знай и пойми, что эта глава Мишны от слов Шимона-праведника, который начал говорить о мироздании, и до конца главы насчитывает десять увещевающих наставлений. Это (число) соответствует творению мира, который был сотворен с самого начала и до самого конца также десятью речениями. Завершилось же творение покоем и отдыхом, как уже разъяснялось. Поэтому и мишна завершает главу словом «мир», и именно оно должно было быть здесь помещено, ибо вся мишна соответствует сотворению мира, с начала и до конца. Поэтому и некоторые поколения необходимо было пропустить: мишна ведь намеревалась перечислить только десять поколений соответственно десяти речениям. Кроме того, слова Раби мишна хотела поставить в начале (следующей) главы, на то место, которое подобает ему как главе всего Израиля. О Раби ведь сказано, что в нем объединились (мудрость) Торы и величие, (то есть, богатство). Поэтому (несколько) поколений пришлось пропустить.