Дерех Хаим 17. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:18


Маараль из Праги — Еврей должен находиться в окружении мудрецов

1:18

Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: «На трех вещах мир твердо стоит: на законе, на истине и на мире, — в силу сказанного: Истина и закон, мир да будут судить в воротах ваших».


רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַדִּין וְעַל הָאֱמֶת וְעַל הַשָּׁלוֹם, שֶׁנֶּאֱמַר (זכריה ח) אֱמֶת וּמִשְׁפַּט שָׁלוֹם שִׁפְטוּ בְּשַׁעֲרֵיכֶם:


Кроме того, Раби не говорит только об определенных поступках, как все мудрецы Мишны до него, — он говорит о человеческой деятельности вообще: каков тот путь, что изберет себе человек? Поэтому словами Раби подобало начать новую главу. А после него слово получил его сын, рабан Гамлиэль, который сказал, что хорошо, когда изучение Торы соединяется с мирской жизнью. Ведь мирская жизнь — это тоже человеческая деятельность, которая просто стоит на более низком уровне, чем изучение Торы и исполнение заповедей. Это работа человека по обустройству мира, которая (в рассказе о сотворении мира) соответствует состоянию после грехопадения человека и изгнания из Ган-Эдена. Тогда человек попал в новую ситуацию, до того немыслимую. Он оказался вынужден вести обычную (трудовую) жизнь, в чем раньше никакой необходимости не было. Поэтому и сказано (Берешит 2): «И изгнал его Б-г из Ган-Эдена, чтобы он обрабатывал землю, из которой был взят». Нет сомнения, что это — низшая ступень человека, когда он вынужден жить, погруженный в материальные заботы.

О человеке после изгнания из Ган-Эдена сказано, что его задачей будет «хранить путь к Древу жизни», и наши мудрецы объясняют это выражение так: «Путь» — это путь мира, то есть, обычная трудовая жизнь. А «Древо» — это Тора. Во введении мы уже это разъясняли. То есть, после изгнания человек получил совершенно новую обязанность трудиться в мире, и поэтому наставление в этом должен был произнести именно рабан Гамлиэль, (сын Раби), говорящий после него. Именно поэтому он завершает словами: …ибо усердие в них обоих заставляет забыть грех. То есть, когда человек занят и обычной жизнью, и Торой, как было установлено в мире с момента его сотворения, его занятие отгоняет от него грех. Ведь если жизнь человека совершенна и находится в гармонии с мирозданием, грех, то есть, ущербность, не угрожает ему. Во второй главе это будет разъясняться подробнее. И это объяснение очень ясное; тебе нужно только вдуматься и осознать (заключенную в нем) мудрость. Знай, что все слова мудрецов необычайно глубоки, и этого с тебя довольно. И если ты углубишься в эти слова, тебе станет ясна их истинность.