В одной из еврейских общин произошла история, которая потрясла весь город и заставила всех, от мала до велика, задуматься над тяжелейшими вопросами о путях Господних.


Молодая женщина, дочь одного из известных семейств города, вышла замуж за богобоязненного торговца, который был славен добрыми делами и принадлежал к числу самых видных членов общины. В первые годы жизнь молодой пары протекала мирно и счастливо, у них родились сыновья и дочери. Женщина отличалась скромностью и не щадила сил, воспитывая детей, читая псалмы, творя добрые дела для городских бедняков и т. п. Муж занимался торговлей по всей стране, но при этом выделял время и для изучения Торы. Его благотворительность простиралась на несколько соседних местечек, и тысячи бедняков пользовались его щедростью.


И вдруг в город пришла беда. И куда? Как раз в дом этой столь праведной четы! Именно в доме, откуда исходили благотворительность и милосердие, случилось ужасное несчастье! Их трехлетний сын погиб страшной смертью от рук пьяного мужика, спаси нас Бог от такой участи!


Весь город был взбудоражен этим ужасным событием. На семь траурных дней в дом пришли тысячи людей — в том числе видные и известные раввины, — чтобы утешить несчастных родителей. Многие спрашивали себя, иногда даже вслух: это ли награда праведной чете за все ее добрые дела? За что Господь благословенный так с ними поступил? Почему ребенок погиб такой жестокой смертью? В сердца некоторых горожан проникло сомнение в путях Творца, и это сомнение ослабило и замутнило их веру, отдалило их от Торы.


Сами супруги проявили великую веру и смирение и приняли свою участь с любовью. Они продолжали вести столь же праведную жизнь, но в скором времени их постигло новое несчастье. По городу пронесся недобрый слух: праведный и скромный торговец тяжело заболел, и врачи опасаются за его жизнь. Во всех синагогах стали молиться за его выздоровление. Все любили этого человека, и немало людей пользовалось его щедростью. Кроме того, он был одним из руководителей общины, отвечал за многие учреждения по изучению Торы и за благотворительность, поэтому молились от всего сердца, и мольбы сотрясали небеса.


Еще больше переполнились синагоги, еще громче зазвучали молитвы, когда стало известно, что врачи отчаялись спасти больного, и в этом мире ему осталось совсем немного дней. Раввин города, праведник и ученый человек, постановил:

«Такого не может случиться! Праведника не постигнет никакое зло!» Сколь велики были скорбь, растерянность и отчаяние горожан, когда вскоре праведный торговец покинул этот мир. Он всю свою жизнь творил добро, был полон милосердия. Ему было всего тридцать пять лет, и молодая вдова, утратившая опору и источник радости в жизни, не знала, как справиться с невыносимой болью...


Все ощутили горечь утраты, и в душе непрестанно задавали вопросы: отчего был взят из мира этот добрый и праведный человек? Почему столь многие молитвы остались без ответа? Праведный раввин постановил, что он должен выжить— а он скончался? Как это случилось?

Прошло два года после смерти этого праведника. Канун субботы. Женатый сын покойного торговца пришел поздравить мать с наступлением субботы. Вдова пыталась улыбнуться, но поневоле из глаз ее потекли слезы.


«Мама, — упрекнул ее сын, — прошло уже два года. Хватит! Довольно слез! Мудрецы определили срок, в течение которого разрешено скорбеть по утрате, а всякий, кто чересчур предается скорби, лишь притягивает ее! Разве мы не веруем, как отцы и деды наши? Что мы можем знать о помыслах Святого, благословен Он? Наверняка все, что делает Господь, к лучшему! Ты причиняешь нам сильную боль, а также страдает от этого душа отца. Он, без сомнения, хотел бы, чтобы ты продолжала радоваться жизни. Разве не была тебе предложена замечательная партия еще несколько месяцев назад, а ты все медлишь. Дорогая мама! Ты должна укрепиться в своей вере, продолжать жить дальше и радоваться настоящему».


Молодая вдова глубоко вздохнула. «Хватит! — решила она.— Довольно скорби! Это уже граничит с отвержением Всевышнего! Разве я более милосердна, чем Творец? Творец благословенный делает все к лучшему! Я должна радоваться и крепиться!» Так подсказало вдове ее сердце, и в ту субботу она была весела и много улыбалась. Ее дети вздохнули с облегчением. Наконец-то мама радуется по-настоящему, и слезы не блестят у нее в уголках глаз. Мама приходит в себя, она снова может поддержать и ободрить. Им как воздух необходима была эта перемена. Еще одна суббота, полная грусти и скорби, расшатала бы самые основы их души и духа.


В ту же ночь, впервые за два года, вдова легла спать с легким сердцем, полным радости. Впервые за долгое время она заснула с улыбкой на устах, впервые она спала спокойно, не ворочалась в кровати, вспоминая своего покойного мужа, его улыбку и добрые слова. Возвратилось то, что было вырвано из ее сердца и чего так недоставало ее душе, — вера!

И вот она видит сон. Стоит она в прекрасном, залитом ярким светом саду. Ее душу переполняет аромат райского сада, и понимает она, что находится в высшем мире. Среди деревьев она увидела старца с длинной бородой, излучающего свет. Он подошел к ней и спросил, хочет ли она увидеть своего мужа. Она кивнула, и старец повел ее в прекрасные чертоги, полные праведников, внимающих молодому раввину, который ведет урок Торы. В конце урока учитель подошел к ней — это был ее муж!


«Любимый! — закричала она в возбуждении. — Почему покинул ты меня так рано? И как случилось, что ты преподаешь Тору здесь, в райском саду? Ты ведь не был особо ученым, как же ты удостоился этого?»

Муж улыбнулся и сказал: «Знай, что в предыдущем рождении я был великим мудрецом, но так и не женился. Когда же я пожелал занять свое место в раю, было постановлено, что не может пребывать здесь человек, не исполнивший самую первую заповедь: “Плодитесь и размножайтесь”. Поэтому я подвергся новому перерождению, чтобы найти жену, родить детей, воспитать их по законам Торы и дать им пропитание. Так я спустился в мир, женился на тебе, и мы дали миру детей. Когда же исполнил я эту заповедь и достиг исправления, незачем мне было оставаться в том низменном мире — и я скончался. Теперь я наслаждаюсь наградой за добрые дела и за изучение Торы».


«Столь многочисленные молитвы возносились за тебя, и даже раввин нашего города постановил, что ты не должен умереть, — отчего же все это не помогло?» — спросила женщина.


Сказал ей муж: «Все молитвы, которые вы возносили, были приняты, и часть из них помогла мне достичь того места, где я нахожусь, а другая часть была использована для спасения народа Израиля от напастей. Однако оттого, что у меня не было никакой цели в том мире, не было у меня возможности оставаться там — и даже постановление раввина не помогло. У тебя же есть еще что делать в том мире — найти нового супруга и родить еще детей, а также помогать нашим детям— ты еще не выполнила свое предназначение и должна продолжать жить».

«А почему погиб наш маленький сын?» — спросила жена. Муж ответил: «У нашего сына была возвышенная душа святого праведника. В прошлом перерождении его похитили из колыбели, и его вскормила нееврейка. Затем он был выкуплен евреями, вырос и стал выдающимся праведником и мудрецом. Когда умер он, хотели вознести его на подобающее место в раю, но время, когда он питался молоком нееврейки, оставило пятно на его чистой душе. Поэтому пришлось ему снова спуститься в тот мир, чтобы он был вскормлен праведной женщиной, и именно ты за свою скромность и доброту была избрана матерью».


«Но отчего же он погиб столь страшным образом?» — закричала бедняжка, вспомнив ужасное зрелище — свое дитя в руках пьяного бандита.


Ответил ей супруг: «Наш сын так или иначе должен был умереть, потому что исполнил он свое предназначение в жизни; но в то время, когда он должен был покинуть тот мир, был вынесен приговор жителям города за прегрешения в отношениях друг с другом, им были суждены погромы и отступничество. А поскольку ребенку все равно было суждено умереть, согласилась его душа погибнуть страшной смертью, чтобы искупить вину жителей города, спасти многих детей и взрослых от мучительной гибели. Ясно, что для такой чистой души это великая заслуга, поэтому он оказался на столь возвышенном месте в райском саду, что никому не дозволено его видеть, кроме меня, его отца. Тебе же, когда придет твое время, также будет дозволено приблизиться к нему за все страдания, которые ты пережила».


А затем добавил: «Знай, лишь из-за того, что ты укрепилась в радости, мне дано было право открыться тебе. Все время, пока ты пребывала в скорби, сильны были обвинения против тебя,и ты чуть не потеряла второго сына! И все мои просьбы открыться тебе были тщетны».

Он замолчал ненадолго, а затем мягко сказал: «Я завершил свое исправление, но тебе осталось еще много сделать в жизни. Выходи замуж за нового суженого и продолжай жить в радости, цени свое драгоценное время. Продолжай свое исправление... Мир тебе... Иди...»

Муж ее скрылся с глаз, а она пробудилась ото сна. Мир показался ей новым и прекрасным. Теперь она понимала, что ей следует делать. А главное — она понимала, что все вопросы, которые задавали жители города, излишни и бессмысленны. Тора говорит, что Господь благословенный праведен и справедлив, и это — бесспорная истина. Не всегда можно получить ответы во сне, и единственный совет — укрепиться в простой вере: все во власти Святого, благословен Он, и все, что Он делает, совершается для вечной пользы всех и каждого.


Рав Шалом Аруш, "Сад веры"