Высказывания, отрицательные с объективной точки зрения
День 24. Общеизвестные сведения, способные причинить вред(24 тишри - 24 нисана)
"Сефер Хафец хаим"
Общеизвестные сведения, способные причинить вред
Мецора - человек, наказанный цараат за злословие, - должен просить других людей молиться за него, потому что его собственные молитвы Небеса отвергают.Выше говорилось: запрещено говорить о ком-то унизительные вещи, даже если слушателю они заведомо известны. Негативные высказывания дурны по определению.Иначе обстоит дело с информацией, которая не оскорбительна, но потенциально способна принести ущерб. Сведения такого рода можно сообщить в присутствии того, кому они уже известны. При этом, однако, запрещено акцентировать моменты, которым слушатель раньше мог не придавать значения, - тогда слова не причинят дополнительного ущерба.Рамбам делает следующий шаг: если сведения, способные причинить ущерб, сообщили в присутствии трех человек, всем трем разрешается передавать эти сведения дальше, поскольку каждый может предполагать, что два других так поступят. Но дальнейшая передача запрещена при одном из двух условий:1) об одном из трех известно, что он человек скрытный или особенно осторожен в отношении лашон а-ра;2) сведения сообщили именно, чтобы они пошли дальше.Хафец Хаим понимает так, что Рамбам разрешает каждому из троих распространять полученную таким образом информацию, даже если она негативна. Он не находит такую точку зрения оправданной и не рекомендует полагаться на это мнение Рамбама, поскольку большинство комментаторов с ним не согласны.Итак, негативную информацию нельзя передавать никогда, даже если она сообщалась в присутствии трех человек.
"Сефер Шмират а-лашон"
Предупреждающий крик мецоры
Написано в «Зоаре» (раздел «Мецора»):Молитва злословящего не предстанет перед Творцом, ибо руах тамэ (дух нечистоты) витает над ней. А когда [искренне] раскается, что написано? «В день его очищения пусть приведут его к коэну» (Ваикра, 14:21.Зоар разъясняет приказ Торы, предписывающий мецоре1 кричать прохожим, как бы предупреждая их, «Я нечист! Я нечист!» (там же, 13:45), о том, что его молитву Небеса не принимают, и Тора подсказывает ему в такой форме просить людей молиться о нем.Писание говорит: «Посмотри на деяния Б-га! Кто может выпрямить то, что Он искривил?» (Коэлет, 7:13). Как понимать эти слова? Только в высших мирах - исправление наших ошибок. Молитва еврея на земле приносит небесные плоды, если она источает духовный свет. Так подготовься к своим молитвам, произноси их чистым ртом, не оскверненным грехом. Ибо кто выпрямит то, что Он искривил? Тот, кто молится в чистоте. Не будет молитвы - не будет и порожденных ею духовных строений в высших мирах. А это принесет вечное несчастье душе - ибо это не земные строения, починить которые может всякий мастер.Сказал Гиллель: «Если я не для себя, кто за меня?» (Авот, 1:14). Только сам человек способен исправить свои ошибки.Цараат - не обычная проказа, а физическое выражение духовной болезни. Будь это обычной болезнью, говорит рав Ш.Р. Гирш, а изоляция больного - мерой против заражения, некоторые законы, связанные с цараат, окажутся необъяснимыми. Например: при обнаружении симптомов цараат у одного из новобрачных в период семи дней после свадьбы коэн не объявляет его нечистым, чтобы не портить праздник. Или такой закон Торы: когда все тело человека покрыто цараат, он чист, а если хоть одно место на теле не затронуто цараат, он нечист.1 Если мецора раскается и пройдет очищение, его молитвы снова будут услышаны на Небесах.
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11336.html