Ашер Рохбергер"О связи осквернения имени Творца и Йом Кипуром"
Сейчас, в последние часы перед наступлением Йом Кипура, хочу напомнить нечто важное всем моим религиозным читателям. Напомню известную историю, описываемую в трактате ВТ Таанит (25,2). Речь там шла о раби Элиэзере и раби Акиве, которых попросили во время сильной засухи помолиться, в надежде, что за их заслуги Всевышний пошлет народу дождь ( опреснительных станций тогда еще не было, поэтому предпочитали надеяться на Творца). Раби Элиэзер произнес 24 благословения, которые произносят во время общественного поста из-за засухи, но его молитва не была принята. Вслед за ним стал молиться раби Акива. Ему было достаточно произнести лишь «Отец наш, Царь наш, нет у нас царя, кроме тебя, Отец наш, Царь наш, ради тебя пожалей нас и пошел дождь. Часть мудрецов стали говорить, что раби Акива, который был учеником раби Элиэзера, превосходит его в мудрости. Тогда услышали голос с неба, сказавший что это чудо произошло не потому, что раби Акива превосходит раби Элиэзера, а потому, что он умеет прощать, а раби Элиэзер не умеет прощать. И действительно, раби Эллиэзер был известен, как человек, который был не готов поступиться ни на йоту своими принципами в любой ситуации. Раби Акива же был известен, как тот, кто был готов пойти на компромисс в случае необходимости. В трактате ВТ Рош аШана (17,1) говорится о том, что тот, кто умеет прощать других, ему прощаются его прегрешения. В трактате ВТ Йома (86,1) разбираются виды человеческих проступков и их искуплений. Когда мудрецы разбирают случаи, когда человек совершил хилуль ашем, они заявляют, что ни тшува, ни Йом Кипур, ни страдания, не в состоянии искупить проступок человека, а лишь только (ни про кого из нас не будет сказано) - смерть. Гмара разбирает, что же такое хилуль ашем и приводит несколько примеров. По словам Рава,это если он возьмет мясо у мясника и не заплатит на месте, и таким образом другие люди видя это подумают, что из за его высокого статуса он может позволить себе получать какие либо блага. По мнению Абайи – если тот, кто учил и знает Тору и находится среди мудрецов и при этом нечестно ведет себя в делах и груб с окружающими, что о таком человеке говорят люди? «Горе этому человеку, что учил Тору, горе отцу этого человека, который обучил его Торе, горе его раввину, который обучил его Торе. Ведь посмотрите, как отвратительно себя ведет этот человек, учивший Тору» Рав Йеуда Амиталь, да будет благословенна память праведника, который несколько десятилетий возглавлял йешиват эсдер «Ар Эцион» в поселении Алон Швут, как то перед одним Йом Кипуром, обратился к студентам йешивы с такими словами: «Как религиозные люди, мы являемся представителями иудаизма и мира Торы, это обязывает нас вести себя достойно во всех наших делах, чтобы не дай Бог не привести к осквернению имени Творца и Торы, которые даже Йом Кипур не искупляет. Возможно кто-то подумает, что пример, который приводит Рав слишком гипертрофирован и что это касается лишь только человека такого уровня, как был он. но в любом случае, из этого примера мы должны учить, насколько мы должны быть внимательны к нашему поведению, как те, кто представляет в обществе Тору и иудаизм». Не убавить не прибавить