Большую часть раздела «Гаазину» занимает песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории. Перед взором Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает Небо и Землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются пять главных исторических тем: 1) Б-г создал мир для того, чтобы все населяющие его народы стремились к выполнению Его воли, и посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Б-г дал сынам Израиля Святую землю, чтобы они служили Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, взбунтовались; 3) еврейский народ заслужил полного истребления, но Б-г проявил милосердие и ограничил наказание их изгнанием из Эрец Исраэль; 4) в конце дней евреи будут спасены; 5) Моше ярко описывает предстоящую эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания его врагов. В конце раздела Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.
***
Одной из величайших фигур еврейской диаспоры был рабейну Гершом, живший около тысячи лет назад. Его называли «меор а-гола» — «светоч изгнания». Почему именно он удостоился столь почетного титула, а не, скажем, Раши или Рамбам?Рабейну Гершом ввел ряд важных запретов и ограничений: еврею нельзя разводиться с женой без ее согласия и нельзя иметь одновременно двух жен. Но что особенного в этих постановлениях?Отношения Б-га с еврейским народом уподобляются отношениям мужа и жены. Б-г «заключил брак» с евреями у горы Синай при даровании Торы. Хотя мы были изгнаны и долго казалось, что Он окончательно «развелся с нами» (так, во всяком случае, до сих пор считают христиане, называющие себя «новым Израилем»), постановления рабейну Гершома, принятые в самые черные дни галута, в разгар средневековых преследований, стали лучом света. Они сообщили нам важную истину, столь красиво воспетую в разделе «Аазину»: Всевышний никогда не разведется с нами против нашей воли и не возьмет Себе «в жены» другой народ.
Льготный «пятый пункт»
«Твердыня Он, совершенно деяние Его… праведен и справедлив Он» (33:4).Б-г справедлив? Но почему в мире так много страданий и несправедливости? Почему гибнут невинные дети? Почему негодяи процветают, а праведники бедствуют? Неужели Б-гу трудно обеспечить хорошего человека едой и одеждой? Ведь Он не испытывает бюджетного дефицита.Знакомые вопросы. Хафец-Хаим, духовный лидер европейского еврейства в начале прошлого года, отвечал на них такой притчей. У одного богача тяжело заболел единственный сын. Богач обращался ко многим врачам, но никто не мог хотя бы установить диагноз, не говоря уже о лечении. Наконец, один знаменитый профессор, специально приехавший из далекой страны, вылечил ребенка. Перед отъездом он строго велел отцу не давать мальчику есть жирное и жареное мясо. Иначе болезнь вернется.Богач строго следил за питанием сына. Но однажды ему потребовалось уехать из города по делам. Жена заверила его, что будет выполнять все диетические предписания. Однако дня через два случилось непредвиденное. Мать ела за обедом жаркое. Мясной аромат распространился по дому, и у мальчика потекли слюнки. Бедная женщина не успела и глазом моргнуть, как он выхватил из духовки кусок мяса, выбежал на улицу и жадно съел его.На следующий день он снова заболел, и, когда отец вернулся из поездки, жизнь его сына снова висела на волоске. Бедный отец позвонил профессору и, плача, стал умолять его спасти мальчика. Он клятвенно обещал, что теперь не спустит с него глаз. С командировками покончено!Профессор вернулся и с большим трудом вторично вылечил пациента. Он еще раз строго-настрого предупредил родителей, чтобы они не давали сыну мясо. Иначе — смерть.Некоторое время спустя богач устроил званый обед. Когда гости собрались в гостиной и на столы начали подавать вкусные мясные блюда, хозяин выставил сына за дверь. Гости были потрясены: поведение отца казалось им бессердечным и жестоким. Они не знали о болезни мальчика. Лишь двое или трое близких друзей, посвященных в семейные проблемы хозяина, понимали, что эта видимая жестокость порождена безмерной родительской любовью и страхом потерять единственного сына.В том же духе ведет себя и наш Отец Небесный по отношению к тем, кого Он любит. Иногда Б-г решительно выставляет праведника из «гостиной». Мы не знаем почему, но верим, обязаны верить, что Он делает это для его же блага. Потому что, как сказано в сегодняшнем разделе, Всевышний «праведен и справедлив». И еще Он знает, что бедность еврею к лицу.Мы же не всегда понимаем, что хорошо для нас и часто выпрашиваем у Б-га бесполезные, а то и просто вредные, губительные для нас вещи, как жирное мясо для больного мальчика.Вернемся лет на 30–40 назад в бывший Советский Союз. С какими просьбами мы могли обратиться тогда к Б-гу, если бы верили в Него? «Б-же, сделай так, чтобы Маша Иванова из бухгалтерии согласилась выйти за меня замуж». Или: «Господи, Ты все можешь! Помоги мне вступить в партию». Такие просьбы могли быть уместными для кого угодно, но только не для еврея, который лет через десять вспомнит о своем льготном «пятом пункте» и начнет собираться в Израиль.Наверное, поэтому многие наши молитвы остаются без ответа (хотя на самом деле ответ есть, но отрицательный — Б-г говорит: «Нет!»). Ведь только Он, заботливый Отец, знает, что хорошо для нас, а что плохо. Он предпочитает разочаровать нас отказом, нежели выполнить нашу неуместную просьбу и тем самым навредить нам.
Десять дней, которые потрясли мир
Именно в период только что завершившихся «грозных дней», от Рош Хашана до Йом Кипура, когда небесные врата широко открыты для молитв, мы должны проявлять особую осмотрительность в формулировании своих желаний. Молитва — вещь серьезная. Она требует не только сосредоточенности, настроя, но и правильного выбора приоритетов. Ведь просьбы бывают уместные и неуместные. Хафец-Хаим говорил, что не стоит выпрашивать у Б-га «мешок с картошкой», то есть материальные блага — деньги, успешную карьеру. Во время молитвы лучше всего просить для себя и своих детей духовные качества — мудрость, терпение, смирение.У молитвы за других людей иные правила. Здесь материальные просьбы вполне к месту. Рабби Исраэль Салантер, основатель движения «Мусар» («Мораль Торы»), говорил: «Материальные нужды другого еврея — это мои духовные нужды».В таком альтруизме скрыта награда: тот, кто искренне и страстно молит Б-га дать какие-то блага другим, например здоровье, сам получает эти блага в первую очередь, если нуждается в них.Не случайно, обязательные молитвы, составленные мудрецами, как правило, носят коллективный характер и отмечены высокой духовностью запросов. В молитве «Шмоне-эсрэ» мы просим собрать нас в Эрец Исраэль с четырех концов света, отстроить Иерусалим, восстановить царскую династию Давида, простить наши прегрешения, укрепить в нас веру и мудрость.Но у молитвы есть и еще одна, фундаментальная цель. Как уже говорилось, ни одна молитва не остается без ответа — положительного или отрицательного. В молитве «Ашрей», которая читается трижды в день, сказано, что «Б-г близок ко всем, кто взывает к Нему, ко всякому, кто искренне обращается к Нему».Молитва — это наше средство общения с Творцом, она приближает нас к Нему, помогает установить с Ним прямой контакт. Только ради этого стоит открыть молитвенник — хотя бы в эти десять дней между Рош Хашана и Йом Кипуром, которые действительно могут потрясти мир.
автор Нахум Пурер